"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Диск "Эффективные образовательные технологии"
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 14.11.2024, 23:33


Электронное периодическое издание на CD

Эффективные образовательные технологии


На этой странице сайта представлен новый совместный проект редакции журнала "Педагогические технологии", издательской фирмы "Сентябрь" и компании "Дистанционные технологии и обучение", в реализации которого я принимал активное участие как на стадии формирования концепции проекта, так и при подготовке конкретных материалов.

Источники и движущие силы проекта

Технологический подход к проектированию и реализации учебного процесса отражает стремление общества к достижению гарантированных результатов обучения в условиях массовости образования и непрерывного возрастания объёма информации, подлежащей усвоению. Необходимость технологизации учебного процесса является следствием объективных закономерностей развития современного информационного общества. Однако на этом пути возникают некоторые серьёзные проблемы.

Первая из них связана с многозначностью толкования самого понятия «образовательные технологии». Существуют более двухсот его определений, подчас отличающихся диаметральным образом. Следствием такого вольного толкования понятия образовательной технологии является повсеместное и уже укоренившееся использование его в самых различных смыслах, причём во многих случаях в него не вкладывается никакого специального значения, а оно рассматривается как модный эквивалент понятия методики. На практике же под видом образовательных технологий распространяются описания педагогического опыта отдельных успешных учителей. Однако этот опыт не может быть тиражирован, так как его успешность определяется личностными особенностями этих педагогов.

Вторая проблема заключается в недостатке серьёзной литературы по образовательной технологии. Книг, в которых описываются именно образовательные технологии, а не педагогические идеи и концепции, допускающие весьма вольную интерпретацию при их практическом применении, очень мало, и издаются они настолько малыми тиражами, что до большинства учителей они просто не доходят.

Третья проблема вызвана тем, что традиционная система повышения квалификации способна информировать лишь незначительную часть учительского корпуса о новых образовательных технологиях. Региональные институты повышения квалификации далеко не всегда располагают специалистами в области образовательных технологий. На обучение в крупные центры образовательные учреждения могут позволить себе отправить одного-двух учителей, которые после окончания курсов вряд ли смогут профессионально передать полученные знания своим коллегам.

Четвёртая проблема связана с особенностью самих современных образовательных технологий, которые представляют собой развитые и зачастую достаточно сложные дидактические системы, базирующиеся на философских, психологических и педагогических теоретических основаниях. Средства и процедуры технологий являются строгими логическими следствиями исходных теоретических положений, а не произвольными допущениями, отражающими личные предпочтения авторов. Для людей, не слишком искушённых в хитросплетениях логических выводов, последнее представляется не слишком очевидным, поэтому некоторые учителя позволяют себе модифицировать технологические цепочки, исходя из собственных вкусов и сложившихся стереотипов работы. Отрицательные последствия подобных "усовершенствований" обычно приписываются самой технологии, которая объявляется никуда не годной. Положение могли бы исправить заместители директоров и методисты, но специальная литература, которая помогла бы им организовать тренинги учителей, внедряющих образовательные технологии, не издаётся.

Таким образом, стало очевидным, что проблема повышения квалификации учителей в области образовательных технологий требует принципиально новых решений. Придя к этому выводу, команда разработчиков проекта под руководством докторов педагогических наук В.В. Гузеева (автор идеи, инициатор и главный редактор) и К.М. Ушакова (учредитель и издатель), решила подготовить мультимедийное издание (электронное издание на CD), предназначенное для профессионального самообразования и организации внутрикорпоративного (в частности, – внутришкольного) повышения квалификации педагогических работников и менеджеров образования в области современных образовательных технологий. В декабре 2008 г. вышел первый выпуск диска, который я с удовольствием представляю на этой странице.

Содержание диска

Диск содержит подробное описание пяти образовательных технологий, выполненное их авторами.

  • Интегральная образовательная технология (деятельностное обучение с индивидуальными траекториями освоения материала). Автор В.В. Гузеев.
  • Когнитивная образовательная технология (технология интеллектуального развития учащихся). Автор М.Е. Бершадский.
  • Образовательная технология ТОГИС (формирование компетентностей с максимальным использованием ресурсов интернета). Автор В.В. Гузеев.
  • Проблемно ориентированная технология на базе Общей теории сильного мышления (эффективные методы решения задач и разрешения проблем). Автор А.А. Нестеренко.
  • Технология интеллект-карт (индивидуальностно и личностно ориентированное обучение, основанное на визуализации процессов мышления учащихся). Авторы Е.А. Бершадская и М.Е. Бершадский.
В материалах диска читатель может найти как описание теоретических основ каждой технологии, необходимое для понимания принципов проектирования учебного процесса, так и прикладные материалы (сценарии занятий, конструкторы и примеры средств обучения, методики для проведения мониторинга и т. д.), позволяющие применять технологии в собственной преподавательской деятельности. Среди материалов диска есть и подробные сценарии тренингов для учителей, что позволит администраторам, курирующим повышение квалификации учителей, провести эти тренинги, не отрывая учителей от учебного процесса.

Диск содержит также практические материалы для непосредственного применения в образовательном процессе:

  • Сборник приёмов педагогической техники;
  • Некоторые средства мониторинга;
  • Некоторые статистические методы обработки результатов педагогических измерений. 
Планируется периодическое переиздание диска с включением в него дополнительных теоретических и прикладных материалов в помощь учителям, приступившим к освоению образовательных технологий. Материалы для переиздания будут отбираться с учётом информации обратной связи, поступившей от пользователей первых вариантов диска.


Вышел в свет второй выпуск диска (март 2010)


В него внесены следующие добавления:


1. Технология ТОГИС

Банк деятельностно-ценностных задач, в первом выпуске лишь обозначенный одной задачей, теперь содержит около двухсот задач из разных предметных областей. Все задачи опробованы в школьном учебном процессе и могут использоваться независимо от технологии ТОГИС.


2. Метод интеллект-карт

Добавлен материал о процедурах ознакомления учащихся с методом интеллект-карт, включая сценарии занятий со школьниками (отдельно для трёх ступеней обучения). Приведены несколько реальных детских работ и даны образцы их детального анализа. Несколько ученических карт приведены в качестве материала для тренинга по самостоятельному анализу и интерпретации детских интеллект-карт.


3. Когнитивная образовательная технология

В материал о Когнитивной образовательной технологии добавлено подробное описание последовательности деятельности учителя по проектированию элементов учебного процесса. Подробно описываются все процедуры проектирования, поэтому учитель сможет приступить к самостоятельной разработке и применению хотя бы некоторых элементов когнитивной технологии. Добавлен пример анализа содержания обучения с точки зрения его логической структуры и адаптации к когнитивным возможностям учащихся.
Существенно переработан материал, касающийся когнитивного мониторинга. Значительно расширен материал, посвящённый использованию теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Приведены подробные рекомендации по интерпретации данных теста на основе новой тонкой модели его структуры. Добавлен материал о тесте интеллектуальной лабильности, с помощью которого определяются скоростные возможности учащихся по присвоению новой информации. Приведены два варианта методики для учащихся средней и основной школы (стимульный материал, инструкция по проведению и рекомендации по интерпретации результатов).
Когнитивный мониторинг и статистика выведены в отдельные разделы диска, так как могут представлять самостоятельный интерес для пользователей.


4. Проблемно-ориентированная технология ТРИЗ

В «Мастерской знаний» существенно дополнен раздел «Практика». Здесь размещены методики развития речи, анализа литературных произведений, организации исследований в русском языке, а также описаны подходы к составлению проблемных задач различного уровня в естественнонаучных областях. Конструкторы загадок-сравнений, чистоговорок и определений представлены в разделе «Творческие продукты». Презентация наиболее важных наглядных пособий – в блоке «Наглядность». В разделе «Ценности» размещены материалы об инструментах, позволяющих обучать осознанным действиям в ситуации выбора. Добавлены статьи и справки по теоретическим основам проблемно-ориентированного обучения, в частности, по общей теории сильного мышления и теории развития творческой личности. Для тех, кто заинтересован в изучении классической ТРИЗ – ссылки на Интернет-ресурсы в разделе «Шаг в сторону».


5. Дополнительные разделы

В рабочем портфеле появилась большая презентация «Европа» по курсу «Окружающий мир» начальной школы.

Появился специальный раздел для потенциальных авторов.


Приобрести диск можно в интернет-магазине фирмы "Сентябрь" по адресу 
http://shop.direktor.ru/product.htm?id=1027. Имевшиеся у меня экземпляры диска закончились. 

М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz