Разрешите представиться и коротко рассказать о себе
Бершадский Михаил Евгеньевич: учитель,
преподаватель высшей школы и системы повышения квалификации, учёный.
Родился более полувека тому назад в Полтаве. Детства почти не помню,
так как оно прошло в бесконечных разъездах с родителями – военными
врачами. К сожалению, они умерли еще сравнительно молодыми (последствия
войны), так что в жизни мне пришлось барахтаться самому. Осела семья в
г. Орехово-Зуево под Москвой, там я закончил с отличием школу и
физический факультет педагогического института.
С тех пор вот уже более 35 лет продолжаю трудиться в школе, хотя
превратности судьбы заставили поработать и художником, и водителем, и
даже поваром. На протяжении 17 лет работы на кафедре методики
преподавания физики в Московском педагогическом университете (там я
защитил кандидатскую диссертацию и дослужился до доцента) все коллеги
пытались убедить меня бросить школу, так как она мешает научной
карьере. Однако 2 года вынужденной разлуки с учениками во время работы
в Мозамбике показали, что профессия учителя, видимо, слишком значима
для меня. Горжусь тем, что десятки моих учеников (в том числе и мои
дочери) выбрали профессию учителя физики.
За работой
Летние курсы в Павловске
Научные интересы (ежедневно подстегиваемые чувством бессилия при
встрече с детской беспомощностью) связаны с поиском методов
интеллектуального развития учащихся в процессе обучения. В итоге долгих
поисков была разработана Когнитивная образовательная технология, над
совершенствованием которой я продолжаю работать в настоящее время уже
будучи профессором кафедры развития образования Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования (АПК и ППРО). Технология прошла широкую экспериментальную
проверку на многочисленных экспериментальных площадках в разных городах
России. Теперь я могу с уверенностью утверждать, что применение
Когнитивной образовательной технологии приводит к интенсивному
интеллектуальному развитию учащихся, формированию информационной
компетентности, повышению качества обучения и лучшему пониманию детьми
как самих себя, так и окружающего мира.
Большинство публикаций (их более ста) посвящены проблемам когнитивного
развития учащихся, хотя в последние годы сфера моих научных интересов
расширилась и стала включать работы в области теории образовательной
технологии, мониторинга образовательного процесса, стохастических
технологий на основе личностно центрированного подхода Роджерса,
моделирования целей и образовательной среды в Российской школе
будущего, новых методов представления информации с использованием
интеллект-карт (Mindmaps) и карт понятий (Conceptmaps).
На основе
собственных научных изысканий были разработаны более десяти авторских
курсов повышения квалификации для различных категорий работников
образования. С лекциями, тренингами, предметными мастерскими и
мастер-классами я объездил всю страну от Калининграда до Анадыря,
включая далёкие таёжные уголки, до которых можно добраться либо на
вертолёте, либо по зимнику. Во многие места доводилось возвращаться
неоднократно и для проведения курсов по другой тематике, и для
руководства экспериментальными площадками.
Бесконечно
благодарен судьбе за возможность работать в течение восьми лет в великолепной команде
профессионалов, созданной заведующим кафедры образовательной технологии АПК и ППРО В.В. Гузеевым. К сожалению, с первого сентября 2009 года кафедра образовательной технологии прекратила своё существование как самостоятельное подразделение АПК и ППРО из-за состоявшегося слияния трёх кафедр, поэтому я теперь работаю на объединённой кафедре развития образования. Однако я надеюсь, что этот печальный факт не сможет повлиять на профессиональные и дружеские взаимоотношения, сложившиеся за восемь лет совместной работы. Мы намерены и впредь продолжать совместную работу над проектированием комплекса образовательных технологий Российской школы будущего.
Моя увлечённость
передалась и моей любимой супруге, которая, оставив позади десятки лет
работы в вузе, разделяет сейчас со мной все тяготы и радости
увлекательнейшей работы по созданию школы, о которой ещё совсем недавно
можно было только мечтать. С некоторыми сведениями о моих научных и профессиональных достижениях можно познакомиться здесь.
Буду
рад обсудить любые научные проблемы, связанные с методами
интеллектуального развития учащихся, технологическим подходом к
процессу обучения, философией и психологией образования.