"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Планирование времени
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2017, 16:16

Интеллект-карта как инструмент эффективного планирования времени

Если Вы спросите своих старшеклассников как проходит их день, с чего начинается, чем наполнен, что должен принести, то в большинстве случаев услышите примерно одинаковые ответы – школа, уроки, отдых. Кто-то из детей добавит – посещение секции или курсов, кто-то – помощь по дому. И всё. Куда же уходит время? Простое перечисление факторов, которые якобы отнимают время, мешают сосредоточиться, вводят в соблазн и т. п. вряд ли поможет комплексно представить существующую проблему и наметить пути её решения. А если для этого использовать технологию mind map? 

Напомним, что метод интеллект-карт (mind map) основан на визуализации ассоциативных связей, количество которых существенно влияет на качество карты, особенно если речь идёт о решении какой-либо проблемы. Поэтому сразу договариваемся со старшеклассниками о необходимости фиксировать все ассоциации, возникающие в сознании. Поскольку проблема одинакова для всех, то и решаем её сообща, т.е. коллективно. 

Построение интеллект-карты выполняется в определённой последовательности, именуемой законами.

1. Чёткая формулировка темы (идеи) интеллект-карты.

2. Графическое изображение темы (идеи) в виде яркого, цветного центрального образа, рисунка.

3. Ассоциирование.

4. Группировка ассоциаций по определённым признакам.

5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов и/или ключевых фраз.

6. Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.

7. Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

8. Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.

9. Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.

10. Установление объективных связей между блоками и/или их элементами.

Итак, опираясь на выше перечисленные законы, начинаем строить интеллект-карту.

Как Вы понимаете, предметом или темой интеллект-карты может быть что угодно – от реального объекта до абстракции. В рамках первого закона необходимо чётко сформулировать тему, тогда появится установка на определённые мысли-ассоциации. Поскольку старшеклассниками была озвучена проблема организации дня, то тема «Мой день» устанавливает конкретные временные границы, в рамках которых предстоит ассоциировать. Любое слово (сочетание слов), понятие, предмет и т. п. может быть представлено в виде образа, который можно нарисовать. Образ на тему «Мой день» у старшеклассников чаще всего ассоциируется с распределением их деятельности по времени суток. Поэтому дети предлагают к названию темы добавить часы или будильник (рисунок 1). Яркий, объёмный образ побуждает появление новых ассоциаций, что отвечает требованиям второго закона построения интеллект-карт. Необходимо отметить, что наличие сочетания «слово-рисунок» на карте - необходимое условие. Если, например, на листе бумаги будет только слово (название темы), то это вызовет одни ассоциации, если только рисунок - другие ассоциации, совершенно отличающиеся от предыдущих (проверьте на себе). И только пара «слово-рисунок» активизирует именно те ассоциации, которые заданы контекстом. Образ рисуется в середине листа бумаги формата А4, если работа индивидуальная, или формата А3, если работает малая группа (3-4 человека). Ориентация листа бумаги - альбомная. Рисунок не должен занимать много места, поскольку вокруг него будет строиться карта. 


Далее, в соответствии с третьим законом построения карт, сосредоточив внимание на центральном образе, дети ассоциируют. Этот процесс выглядит примерно так: на отдельном листе бумаги записываются все слова-ассоциации, возникающие в сознании. Важно не подвергать их анализу. Не нужно думать подходит ли данная ассоциация к образу или нет, если уж она появилась, то не просто так. Слова можно записывать в произвольном порядке: в строчку, в столбик или хаотично. Если дети работают в малой группе или всем коллективом, то фиксируются не повторяющиеся ассоциации каждого члена группы, коллектива. Процедура ассоциирования продолжается до тех пор, пока возникают новые ассоциации. При появлении частых повторов процедура прекращается. Как правило, ассоциирование занимает от 10 до 15 минут, в зависимости от сложности обсуждаемой темы. Наиболее часто повторяющиеся ассоциации детей отображены на рисунке 2. Вся дальнейшая работа ориентирована на обработку и репрезентацию информации, содержащейся в словах-ассоциациях.

 

В соответствии с четвёртым законом построения карт необходимо провести группировку ассоциаций – это одна из самых сложных процедур. Слова-ассоциации объединяются в одну группу по тем или иным признакам, которые в зависимости от контекста могут оказываться либо существенными, либо нет. Для удобства каждая группа слов выделяется определённым цветом (рисунок 3). 


Проанализируем, по какому признаку дети объединяют в одну группу слова-ассоциации: недосып, раздражение, хаос, скука, загруженность, лень, усталость? Если предположить, что слова недосып, раздражение, загруженность, усталость связаны между собой причинно-следственной связью: недосып - раздражение, загруженность - усталость, то их группировка объяснима. Но почему тогда в эту же линейку попадают слова хаос, скука, лень? Дело в том, что именно в контексте темы «Мой день» эти слова-ассоциации можно объединить по одному существенному признаку – негативный, МЕШАЮЩИЙ ФАКТОР. В самом деле, все перечисленные слова-ассоциации отражают негативное эмоциональное состояние ребёнка, которое мешает, дезорганизует. 

Другой пример: мобильник, болтовня, компьютер, телевизор, Интернет, кино, сериал. В контексте рассматриваемой темы «Мой день» это ОТВЛЕКАЮЩИЕ ФАКТОРЫ, которые съедают время незаметно, но в итоге ощутимо. А как же музыка? Она ведь тоже отнимает время! Почему же дети помещают её в одну линейку со словами отдых, перемены, общение, прогулка, сон? Это можно объяснить лишь тем, что музыка постоянным фоном сопровождает большинство из них даже во сне, однако не мешает, а наоборот, даёт позитив - отдых

Так анализируются все ассоциации на предмет их возможной группировки. Этот процесс сопровождается глубокой логической обработкой информации, которая не возможна без понимания контекста. Если ребёнок не умеет группировать ассоциации, значит у него проблемы с логическим мышлением.  

Следующий этап – структурирование информации, который отвечает требованиям пятого закона построения карт. Эта процедура подразумевает подбор ключевых слов к каждой группе слов-ассоциаций. При этом необходимо следовать принципу - одно-два ключевых слова на каждую группу. Например, группу слов-ассоциаций школа, уроки, контрольные, домашнее задание, курсы дети заменяют одним ключевым словом – НЕИЗБЕЖНОЕ. Аналогично подбираются ключевые слова к другим группам слов-ассоциаций (рисунок 4). Во избежание путаницы, каждое ключевое слово выделяется таким же цветом, как и слова-ассоциации, составляющие группу. 

На рисунке видно, что все ассоциации разделены детьми на шесть групп, каждой из которых подобраны названия - ключевые слова, максимально отражающие контекстное содержание. Можно условно назвать этот процесс укрупнением информации. 

Обращаю Ваше внимание на важный момент: ключевые слова - это основа графической структуры будущей интеллект-карты! 


Дальнейшие действия детей ориентированы на графическое структурирование укрупнённого содержания, что соответствует шестому закону построения карт.

К центральному образу, размещённому в середине листа бумаги, добавляются ветви (стрелки, изогнутые линии, и т.п), формирующие структуру интеллект-карты, примерно так, как это показано на рисунке 5. Количество ветвей всегда равно количеству ключевых слов! В нашем случае 6 ключевых слов, поэтому 6 ключевых ветвей. Изображая ветви, необходимо соблюдать размеры и расстояния между ними. Учитывая, что каждая ветка несёт определённую смысловую нагрузку, необходимо выделить её уже выбранным ранее цветом.  


Итак, графическая структура заложена, далее её необходимо заполнить - это условие седьмого закона построения интеллект-карт. 

Данная процедура противоположна той, которая представлена на рисунке 4. Мы называем её разукрупнением информации. Графически она выполняется следующим образом. К каждой ключевой ветке добавляется столько ответвлений, сколько слов-ассоциаций она объединяет. Главное, чтобы ответвления от разных ключевых веток не пересекались и не путались (рисунок 6).

В процессе разукрупнения совершаются те же логические операции, что и при укрупнении информации, только в обратном порядке. Таким образом, дети закрепляют и повторяют логику рассуждений, что способствует лучшему запоминанию и сохранению информации в памяти. 


Очень интересным для детей и важным с точки зрения мнемоники является процесс «оживления» ассоциаций интеллект-карты – восьмой закон построения.

Известно, что ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (по Аристотелю). Представление  –  процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека (Психологический словарь). Так вот, если попросить детей представить образы, подходящие к словам ассоциациям, то активизируются новые мыслительные процессы, которые до этого момента не были задействованы. К работе левого полушария мозга, которое отвечает за логику, подключается правое полушарие, отвечающее за образы. Так технология mind map связывает работу обоих полушарий - от ассоциаций к логике и обратно!  Это одна из отличительных особенностей технологии.

«Оживляя» интеллект-карту, дети, где могут, добавляют рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся со словами, примерно так, как это изображено на рисунке 7. Данный мнемонический приём способствует не только лучшему запоминанию содержания структуры карты, но и позволяет детям выразить своё эмоциональное (негативное или позитивное) отношение к описываемому объекту.


Выделение структуры карты цветными блоками – девятый закон, используется в тех случаях, если интеллект-карта имеет 6 и более ключевых ветвей и множество ответвлений. Большое количество ветвей и ответвлений иногда зрительно воспринимается не очень хорошо, так как теряется структура карты. Чтобы устранить этот эффект, которого вполне может и не быть, рекомендуется выделить ветви цветными (в тон самим ключевым ветвям) блоками, примерно так, как это показано на рисунке 8. Думаю, Вы согласитесь – так карта в целом зрительно воспринимается чётче.

 

Завершающий этап, соответствующий десятому закону построения интеллект-карт – установлению объективных связей, подразумевает визуализацию связей, существующих между отдельными блоками и/или их элементами. То, что такие связи есть, не подлежит сомнению, ведь интеллект-карта строится на основе ассоциаций, которые «цепляются» одна за другую. Установление связей обеспечивает полноту и целостность восприятия образа во всём многообразии его особенностей и свойств (гештальт). На рисунке 9 показаны некоторые объективные связи, которые дети выявили, пытаясь понять старую метафору о воде, утекающей сквозь пальцы.


В данном случае именно объективные связи (пунктирные стрелки) вскрывают существующие проблемы. Только теперь эти проблемы выявлены, обозначены и, следовательно, могут быть решены.

В заключении могу добавить, что Mind map это не столько новый конструктор, позволяющий структурировать информацию, сколько визуализатор связей этой информации! Большинство пользователей технологии увлекаются техникой построения, полностью забывая о связях. В таком случае mind map ничем не отличается от любого другого графического конструктора - схем, кластеров, опорных блоков. А вот отображение связей между ассоциациями - это главная отличительная особенность технологии интеллект-карт. Именно эта составляющая карты для нас наиболее ценна! Мы видим не только то, о чём думает автор интеллект-карты, но и то, как он об этом думает, как рассуждает. В связях отражаются субъективные особенности восприятия информации ребёнком. 

На примере коллективного решения данной проблемы можно предложить старшеклассникам самостоятельно разобраться в проблемах личностного характера, которых у них, увы, не мало. 

 

М.Е. Бершадский © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz