О моей научной и педагогической работе
В моей научной работе можно выделить два периода, отличающихся тематикой исследований. Первый из них связан с работой на кафедре методики преподавания физики Московского педагогического университета (бывшего МОПИ им. Крупской). До этого я десять лет проработал в школе учителем физики, разработал весьма успешную систему преподавания, которой были довольны и ученики, и их родители. Уже тогда меня стали интересовать причины неуспешности отдельных учащихся. Ссылки на лень, плохую память, невнимательность и дурное воспитание мне казались отговорками и расхожими штампами, которые лишь фиксируют печальное положение дел, но не раскрывают их причины. Почему ребёнок ленится? Чем вызвано отсутствие внимания? Как с такой плохой памятью он смог запомнить тысячи слов родного языка и множество способов поведения в самых разных обстоятельствах? Поиск ответов на эти вопросы связан с серьёзными научными исследованиями, которые трудно совместить с работой в школе, поэтому, воспользовавшись любезным приглашением тогдашнего заведующего кафедрой методики преподавания физики Л.П. Свиткова, я перешёл на работу в институт. | На курсах в Калиниграде |
Однако в советские времена на
кафедрах велись плановые научные работы, тематика которых редко совпадала с
личными интересами исследователя, поэтому в моих публикациях того периода
преобладают мелкие темы разной направленности. На свои собственные исследования
причин интеллектуальных затруднений школьников времени почти не оставалось. Тем
не менее мне всё-таки удалось реализовать некоторые интересные проекты.
Совместно с супругой (Е.А. Бершадской) мы разработали концепцию формирования
умений применять физические методы познания при решении задач по физике,
основанную на психологической теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперина. На базе этой концепции была спроектирована структура
специальных обучающих материалов для учащихся и издана серия брошюр по
различным темам курса физики. Позже на их основе в издательстве "Народное
образование" была опубликована обобщающая книга для учителя и учащихся по
методам решения задач.
Идеи, заложенные в нашей
концепции, удалось частично реализовать и в рабочих тетрадях по физике для
учащихся седьмых и восьмых классов, которые вошли в состав комплекта по физике,
разработанного на основе авторской программы (Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина,
М.Е. Бершадский), опубликованной издательством "Просвещение". Работы этого периода могут быть
интересны учителям физики. С подробным списком публикаций по проблемам методики
преподавания физики можно познакомиться на странице сайта с одноимённым
названием. По формированию умений применять физические методы познания при
решении задач по физике я неоднократно проводил курсы повышения квалификации
учителей физики. Возможно, что это направление моей работы заинтересует
менеджеров образования, желающих повысить качество образования по физике.
Второй период в моих научных
исследованиях связан с переходом на кафедру образовательной технологии в АПК и
ППРО, созданную В.В. Гузеевым. Благодаря его стараниям на кафедре была создана
свободная творческая атмосфера, побуждающая к проведению самостоятельных
поисков. Мне наконец-то удалось заняться интересующей меня проблематикой,
связанной с проектированием такого образовательного процесса, который был бы
основан на тщательном изучении когнитивных возможностей каждого ребёнка, что
позволяет индивидуально адаптировать содержание обучения, методы и средства его
изучения, делая обучение гарантировано успешным. В своей работе я исходил из
предположения, что основной причиной проблем в обучении является непонимание
учеником учебной информации. Описание причин непонимания и способов его
предупреждения приведено в монографии "Понимание как педагогическая
категория".
В результате была разработана
Когнитивная образовательная технология, в основе которой лежит синтез
психологических теорий научения, когнитивных теорий и исследований в области
искусственного интеллекта. Технология прошла широкую экспериментальную проверку
в разных городах России и доказала свою эффективность. Более подробную
информацию об этой технологии читатель может получить на соответствующей
странице сайта.Поскольку любая образовательная
технология представляет собой сложную систему, то в процессе разработки
Когнитивной технологии мне поневоле пришлось стать специалистом в области
психологических теорий научения, моделирования целей образования, мониторинга
учебного процесса, некоторых направлений исследований искусственного интеллекта. Изучение работ М. Минского,
Д. Новака и Т. Бьюзена привело меня к выводу о необходимости разработки инновационных технологий применения интеллект-карт (mind maps) и карт понятий (consept maps) в учебном процессе, которые позволяют сделать наблюдаемыми процессы мышления учащихся и обеспечивают формирование информационной компетентности. Данные технологии могут применяться как самостоятельно, так и в составе Когнитивной технологии. Кроме этого, они являются эффективным средством диагностики достижений учащихся. Мониторинг результатов применения Когнитивной технологии показал, что она обеспечивает усвоение содержания обучения, интеллектуальное развитие учащихся, формирование критического мышления, информационной и когнитивной компетентностей, необходимых для достижения успеха в современном информационном обществе. В результате коллективной работы команда В.В. Гузеева пришла к выводу, что ни одна из известных ныне образовательных технологий не способна обеспечить достижение всех целей образования, поэтому необходимо создание технологического комплекса. Работа в этом направлении привела нас (Гузеев В.В., Нестеренко А.А., Бершадский М.Е.) к созданию перспективной модели (30-40-е годы текущего века) Российской школы будущего, которая будет опубликована в 2010 году. |
Размышления в этом направлении привели меня к идее формализации личностно центрированного подхода К. Роджерса (не путать с личностно ориентированным образованием, о котором так много говорят в последнее время) и разработке образовательной технологии, обеспечивающей психологическое здоровье школьников и создающей условия для их самореализации.
Таковы основные направления моих
научных исследований в настоящее время. Их основные результаты опубликованы в
журналах "Народное образование", "Школьные технологии",
"Педагогические технологии" и др. Полный список публикаций по
представленной выше тематике, связанной с образовательной технологией, приведён
на странице сайта "Публикации по образовательной технологии".
По всем перечисленным выше темам разработаны курсы повышения квалификации для работников образования, которые уже были неоднократно апробированы в разных регионах страны. Полный перечень курсов читатель может найти на странице "Мои курсы и семинары".