Вышла в свет наша коллективная монография, написанная В.В. Гузеевым, А.А. Нестеренко и мной. В ней изложены наши размышления о путях развития российской школы на несколько будущих десятилетий. Книга издана в форме трилогии с общим названием "Российская эффективная школа". В первой книге рассмотрены цели и содержание обучения, во второй - образовательный процесс, третья книга посвящена образовательной среде, организации и управлению.
В данном материале представлен макет сборника (в формате pdf) Первой Всероссийской научно-практической конференции "Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний". Редакционная коллегия в составе Е.В. Ткаченко, Р.М. Асадуллин, В.Э.Штейнберг, А.А.Остапенко проделала огромную работу по сбору и подготовке материалов к изданию. Разделы сборника включают результаты исследований дидактических многомерных инструментов, дидактических средств сгущения учебного материала, фреймов, а также прикладные аспекты дидактического дизайна. В сборнике девять разделов, посвящённых различным аспектам дидактического проектирования:
Раздел 1. Дидактическая многомерная технология - дидактический дизайн
Раздел 2. Дидактический дизайн – технология визуализация информации
Раздел 3. Дидактический дизайн - графическое сгущение информации
Раздел 4. Дидактический дизайн – проективная визуализация знаний
Раздел 5. Дидактический дизайн в медицине
Раздел 6. Дидактический дизайн - когнитивная визуализация процессов присвоения информации
Раздел 7. Фреймы в дидактическом дизайне
Раздел 8. Дидактическая интерпретация теорий развития личности в виртуальной среде
Раздел 9. Практика инструментальной дидактики и дидактического дизайна в системе общего и профессионального образования.
Статьи, включённые в сборник материалов конференции, раскрывают различные аспекты проектирования и реализации учебного процесса, основанные на когнитивных механизмах логико-смысловой визуализации процессов мышления. Представленные в сборнике материалы могут быть полезны всем категориям работников образования. Елена Александровна и я подготовили материалы шестого раздела сборника, посвящённого проектированию учебного процесса на основе визуализации когнитивных процессов присвоения информации с помощью технологий интеллект-карт и карт понятий. Кроме наших статей, описывающих теоретические основы данных технологий, в раздел вошли 12 статей учителей-экспериментаторов из московской школы №429 и НОУ "Карьера". В них представлен личный опыт применения на уроках технологий интеллект-карт и карт понятий.
В этом материале представлена одна глава из нашей с супругой книги "Методы решения задач по физике". В книге на основе специально подобранной системы задач раскрывается содержание и структура методов решения физических задач по кинематике прямолинейного равномерного движения, выделяется пооперационный состав действий, из которых состоят методы, организуется деятельность по многократному применению операционного состава действий в постепенно усложняющихся условиях. Это способствует овладению методами решения на уровне формирования в сознании схем умственной деятельности, обеспечивающих успешное решение весьма сложных задач (впрочем, уровень обучения можно выбрать самостоятельно). Пособие предназначено школьникам, лицеистам, гимназистам, слушателям подготовительных отделений и курсов, студентам, изучающим физику. Книга будет полезна и учителям физики при проведении уроков решения задач. Некоторые фрагменты пособия выполнены в форме рабочей тетради, что позволяет применять его на различных этапах учебного процесса.
Материал главы представляет собой образец нашего подхода к обучению методам решения задач по физике. Если этот подход Вас заинтересует, то полностью книгу в печатном варианте можно заказать на странице "Заказ книги". Стоимость заказа наложенным платежом 100 р. плюс почтовые расходы на доставку в Ваш регион.
Для закачки архива с копией главы из книги пройдите по следующей ссылке.
В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия ценности. Достаточно подробно проанализированы противоречащие друг другу психологические теории, из которых следуют прямо противоположные выводы о возможности влияния на ценностное отношение учащихся в миру. Статья адресована всем, кто интересуется философией образования.
Для чтения текста статьи нужна программа Adobe Reader.
В статье рассматриваются основные методы научного познания. Приводятся аргументы в пользу того, что педагогические исследования должны основываться на гипотетико-дедуктивном методе. Статья адресована всем, кто интересуется философией познания и философией образования.
Для чтения текста статьи нужна программа Adobe Reader.
Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) характеризует функциональную подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения и торможения в нервной и мышечных тканях. Чем выше скорость элементарных реакций, тем быстрее организм может реагировать на поступающую информацию и переключать внимание с одного объекта на другой.
В данном разделе описывается методика, предназначенная для диагностики одной из разновидностей лабильности ‒ интеллектуальной лабильности, ‒ которая является весьма информативной характеристикой когнитивной сферы ребёнка. Интеллектуальная лабильность определяется нейрофизиологическими особенностями строения коры головного мозга, поэтому является биологически детерминированным процессом, на который обучение практически не оказывает влияния. Она зависит от скорости возбуждения и торможения в нейронах, а также от степени уравновешенности этих процессов. Чем выше уровень лабильности, тем быстрее и дифференцированнее реагирует мозг на информацию, содержащуюся в ощущениях, и тем быстрее и координированнее психомоторные реакции. Таким образом, интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на неё, поэтому от уровня её развития сильно зависят скорость, с которой ученик усваивает новое содержание обучения, полнота и точность усвоения. Результаты выполнения теста интеллектуальной лабильности традиционно рассматривают как важный показатель для определения обучаемости школьников.
В zip-архиве находятся:
1) пояснительный текст об интеллектуальной лабильности и её роли в учебном процессе;
Тест Равена входит в систему когнитивной диагностики, применяемой в когнитивной технологии обучения. Он позволяет оценить базовые генетически обусловленные интеллектуальные способности учащихся любого школьного возраста и взрослых, не зависящие от особенностей культурного окружения, языковой среды, образования. Именно этим он и интересен с точки зрения использования в педагогической практике, так как позволяет определить потенциальные способности ребёнка по овладению интеллектуальными достижениями человечества, которые часто значительно искажаются семьёй и школьным обучением.
В zip-архиве
находятся:
1)
бланковый вариант теста Равена;
2)
бланки ответов для учащихся;
3)
краткое описание теста, коды правильных ответов,таблицы перевода сырых баллов в нормированные (в единицах IQ) для испытуемых разного возраста;
Тест
немецкого психолога Роберта Амтхауэра является основным инструментом
когнитивной диагностики в когнитивной технологии обучения. Он является надёжным средством диагностики структуры интеллекта
школьников. Тест позволяет решить две очень важные педагогические задачи.
Во-первых, на основе данных теста можно достаточно точно определить когнитивные
дефициты школьников, предсказать трудности в обучении и разработать
индивидуальную модель обучения, помогающую школьнику успешно усваивать учебную
информацию и приобретать умения работать с информацией. Во-вторых, с помощью
теста диагностируются комплексы вербальных, математических и пространственных
способностей, что позволяет помочь ребёнку выбрать профиль обучения и область
будущей профессиональной деятельности, в которой он может быть наиболее
успешен.
В zip-архиве
находятся:
1)
бланковый вариант теста Амтхауэра (параллельные формы А и Б);
2)
бланки для учащихся;
3)
коды правильных ответов;
4)
таблицы перевода сырых баллов в нормированные (в единицах IQ);