Тест немецкого
психолога Роберта Амтхауэра является основным инструментом когнитивной
диагностики в когнитивной технологии обучения. Он является надёжным средством диагностики структуры и уровней различных
сторон интеллектуального развития школьников. Необходимость его применения в
настоящее время становится всё более очевидной в связи с тем, что в образовании
чётко обозначилась проблема формирования информационной компетентности
школьников. Благодаря субтестовой
структуре тест Амтхауэра позволяет дифференцированно оценивать уровень развития
различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты
можно объединить в следующие группы:
• вербальные субтесты, диагностирующие комплекс
вербальных способностей, необходимых для успешного оперирования
информацией, представленной в словесной форме;
• математические субтесты, определяющие комплекс
способностей, связанных с количественным моделированием явлений, основанном на
оперировании математическими символами и числами;
• пространственные субтесты, определяющие уровень
развития наглядно-образного мышления, практических и теоретических
конструктивных способностей, пространственного воображения.
Именно
групповые оценки трёх перечисленных сторон интеллекта позволяют определить
слабые и сильные стороны интеллекта школьника. При интерпретации результатов
важны не столько точные численные данные, сколько их принадлежность к одной из
трёх возможных областей. Статистической нормой являются результаты, лежащие в
области значений от 90 до 110 единиц. Это означает, что
данный испытуемый выполнил задания теста также, как и большинство его
сверстников. Если результаты превышают 110 единиц,
то ученик обладает более высокими способностями, которые выражены тем более
сильно, чем выше значение IQ. При значении меньше
90 способности ученика оказываются ниже средних, что оказывает существенное
влияние на учебный процесс.
Использовать данные теста Амтхауэра можно и нужно
двояким образом. Во-первых, они необходимы для определения причин учебных
затруднений и разработки корректирующих моделей обучения. Во-вторых, на основе
результатов выполнения теста можно определить те области деятельности, в которых
ученик может оказаться успешным, и выбрать соответствующий профиль обучения.
Создавая свой тест, Амтхауэр преследовал именно цель разработки эффективного
инструмента профессиональной ориентации. С этой точки зрения важно не столько
определить интеллектуальные дефициты ученика (эта задача важна для когнитивной
технологии), сколько найти те области, для деятельности в которых он обладает
достаточными способностями. Например, если ученик получил высокие баллы по
шкалам практического интеллекта, но низкие ‒ по шкалам теоретического
интеллекта, то получение высшего образования для него не имеет смысла. В
условиях современного российского образования он, разумеется, сможет получить
диплом какого-либо университета, поступив на платное отделение, но это будет только
диплом, а не само высшее образование. Такому ребёнку лучше рекомендовать
поступить в ПТУ или колледж, выбрав направление в соответствии с
преимущественным развитием одного из видов интеллекта. При преобладании
вербального интеллекта лучше ориентироваться на социальные профессии,
пространственного ‒ технические. Практические математические способности нужны
при работе в сфере экономики.
|