Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) характеризует функциональную подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения и торможения в нервной и мышечных тканях. Чем выше скорость элементарных реакций, тем быстрее организм может реагировать на поступающую информацию и переключать внимание с одного объекта на другой.
В данном разделе описывается методика, предназначенная для диагностики одной из разновидностей лабильности ‒ интеллектуальной лабильности, ‒ которая является весьма информативной характеристикой когнитивной сферы ребёнка. Интеллектуальная лабильность определяется нейрофизиологическими особенностями строения коры головного мозга, поэтому является биологически детерминированным процессом, на который обучение практически не оказывает влияния. Она зависит от скорости возбуждения и торможения в нейронах, а также от степени уравновешенности этих процессов. Чем выше уровень лабильности, тем быстрее и дифференцированнее реагирует мозг на информацию, содержащуюся в ощущениях, и тем быстрее и координированнее психомоторные реакции. Таким образом, интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на неё, поэтому от уровня её развития сильно зависят скорость, с которой ученик усваивает новое содержание обучения, полнота и точность усвоения. Результаты выполнения теста интеллектуальной лабильности традиционно рассматривают как важный показатель для определения обучаемости школьников.
В zip-архиве находятся:
1) пояснительный текст об интеллектуальной лабильности и её роли в учебном процессе;
Тест Равена входит в систему когнитивной диагностики, применяемой в когнитивной технологии обучения. Он позволяет оценить базовые генетически обусловленные интеллектуальные способности учащихся любого школьного возраста и взрослых, не зависящие от особенностей культурного окружения, языковой среды, образования. Именно этим он и интересен с точки зрения использования в педагогической практике, так как позволяет определить потенциальные способности ребёнка по овладению интеллектуальными достижениями человечества, которые часто значительно искажаются семьёй и школьным обучением.
В zip-архиве
находятся:
1)
бланковый вариант теста Равена;
2)
бланки ответов для учащихся;
3)
краткое описание теста, коды правильных ответов,таблицы перевода сырых баллов в нормированные (в единицах IQ) для испытуемых разного возраста;
Тест
немецкого психолога Роберта Амтхауэра является основным инструментом
когнитивной диагностики в когнитивной технологии обучения. Он является надёжным средством диагностики структуры интеллекта
школьников. Тест позволяет решить две очень важные педагогические задачи.
Во-первых, на основе данных теста можно достаточно точно определить когнитивные
дефициты школьников, предсказать трудности в обучении и разработать
индивидуальную модель обучения, помогающую школьнику успешно усваивать учебную
информацию и приобретать умения работать с информацией. Во-вторых, с помощью
теста диагностируются комплексы вербальных, математических и пространственных
способностей, что позволяет помочь ребёнку выбрать профиль обучения и область
будущей профессиональной деятельности, в которой он может быть наиболее
успешен.
В zip-архиве
находятся:
1)
бланковый вариант теста Амтхауэра (параллельные формы А и Б);
2)
бланки для учащихся;
3)
коды правильных ответов;
4)
таблицы перевода сырых баллов в нормированные (в единицах IQ);