"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Каталог файлов
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Инструменты когнитивного мониторинга [3]
Комплекс психологических методик для исследования особенностей когнитивного развития учащихся
Статьи [4]
Мои статьи по некоторым педагогическим проблемам
Материалы по физике [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2017, 05:27

Главная » Файлы » Инструменты когнитивного мониторинга

Тест интеллектуальной лабильности
[ Скачать с сервера (91.2Kb) ] 03.01.2011, 16:47

Тест интеллектуальной лабильности не является нормированным. В психологической литературе для него обычно приводятся численные критерии отнесения учащихся к четырём различным группам с различными уровнями интеллектуальной лабильности, которые выделены на основании количества ошибок, допущенных школьниками при выполнении теста. Для учащихся старших классов и взрослых эти группы характеризуются следующими интервалами числа ошибок и соответствующими им уровнями обучаемости:

  • 0-4 ошибки ‒ высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
  • 5-9 ошибок ‒ средняя лабильность; средние способности к обучению;
  • 0-14 ошибок ‒ низкая лабильность, трудности в обучении;
  • 15 ошибок и более ‒ малоуспешен в любой деятельности.

Многолетняя практика проведения данного теста показала, что последние две оценки трудностей излишне категоричны. Наблюдения и эксперименты показали, что уровень интеллектуальной лабильности не столько определяет качество достигнутого учеником итогового результата, сколько время, необходимое ребёнку для усвоения информации на требуемом государственным стандартом уровне. Обучение учащихся с разным уровнем интеллектуальной лабильности происходит с разной скоростью. 
На рисунке представлен график зависимости результатов усвоения учениками новой информации от времени обучения для четырёх групп учащихся, выделенных на основании представленных выше результатов выполнения теста. К первой группе отнесены учащиеся с наивысшей интеллектуальной лабильностью, к четвёртой ‒  школьники, сделавшие более 15 ошибок. 


Из рисунка видно, что к окончанию времени, отведённого программой на изучение темы, учащиеся, относящиеся к разным группам по уровню интеллектуальной лабильности, находятся на различных уровнях усвоения учебной информации. За это время лишь первая группа учащихся с высокой лабильностью успевает усвоить примерно 90% содержания. Группа учащихся со средним уровнем лабильности усваивает около 70% информации, что позволяет ученикам этой группы в дальнейшем воспринимать и понимать новую информацию и продолжать обучение.

Учащиеся же третьей и четвертой групп усваивают менее 70% содержания, поэтому для них дальнейший процесс усвоения новой информации становится бессмысленным, так как у них не сформированы когнитивные схемы, необходимые для её восприятия. Игнорируя этот факт в реальном учебном процессе, учитель обрекает учащихся третьей и четвёртой групп на неизбежное отставание от более лабильных учащихся, сопровождающееся потерей интереса к учёбе и формированием стойкого неприятия интеллектуальной деятельности или даже отвращения к ней. Однако все кривые научения, изображённые на рисунке, асимптотически приближаются к уровню полного усвоения. Это означает, что ученики с низким уровнем интеллектуальной лабильности могут быть успешны в учебной деятельности, но для усвоения того же содержания им требуется значительно больше времени.

Категория: Инструменты когнитивного мониторинга | Добавил: Mike
Просмотров: 11677 | Загрузок: 1778 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz