Применение интеллект-картСуществуют несколько основных областей применения интеллект-карт:
Применение интеллект-карт в образованииОсновные направления применения интеллект-карт в образовании изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект-карты. С подробным изложением всех вопросов, связанных с технологией применения интеллект-карт в учебном процессе, можно познакомиться на курсах повышения квалификации для работников образования, проводимых Е.А. Бершадской. На этой странице сайта приведены несколько примеров ученических карт, которые показывают возможности данного метода для получении информации об особенностях когнитивного развития учащихся. Как мыслят школьники? Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям. В качестве примера приведём примеры пяти интеллект-карт, на которых учащиеся изображали ассоциативную сеть, связанную с понятием "стол". Первая карта На первой карте (по ссылке откроется для просмотра), рисунок которой приведён выше, хорошо просматривается классификация ассоциаций, связанных с понятием "стол", по тем признакам, которые ученик считает существенными. Выделены четыре основные ассоциативные ветви, имеющие разветвлённые цепи вторичных ассоциаций. Хорошо видны ошибки детского мышления. Вместо типологии столов в зависимости от их функционального назначения ребёнок вводит ветвь с названием "где находится" стол. В результате столы с одинаковыми функциями попадают в разные вторичные ветви. Для обозначения функций стола вводятся две очень похожие главные ветви "предметы, стоящие на нём" и "что на нём можно делать", которые на самом деле связаны причинно-следственными зависимостями. Это приводит к повторению вторичных ассоциаций, однако связи между ними на карте не показаны. В ветвь "из чего сделан" попадают столешница, ящики и ножки, которые являются составными частями стола, а не тем, из чего он сделан. Тетради, книжки и дневник также оказываются составными частями стола. Отсутствует ассоциация с родовым понятием мебели (интересно, но этот эффект наблюдается во всех детских работах). Даже эти поверхностные наблюдения позволяют сделать вывод, что семантические сети ребёнка частично строятся по случайным признакам, плохо структурированы и дифференцированы и существенно не полны. Вторая карта Вторая
карта содержит гораздо более скудный набор ассоциаций, которые ограничены
бытовыми ситуациями, связанными с кухней, на которой, по-видимому, ребёнок проводит
много времени. Хорошо просматриваются вкусовые предпочтения школьника,
существенные же признаки стола как предмета мебели полностью отсутствуют.
Ассоциации конкретны, что говорит об
определённом примитивизме семантических сетей. Они также лишены цвета,
объема и формы, что свидетельствует о невысоком уровне развития образного
мышления. Третья карта Большинства
перечисленных недостатков лишена третья карта. Хорошо видны главные ассоциации,
имеющие отношение к существенным признакам стола, выраженным на уровне категорий,
присутствуют цвет и форма. Это позволяет говорить о сохранности логического и
образного мышления. Однако эта карта любопытна тем, что с её помощью можно
оценить эрудицию ребёнка, выявить некоторые странные ошибки и индивидуальные
предпочтения. Школьник почему-то считает, что столы изготавливаются из вагонки
и стекловаты. Скуден набор материалов, из которых может состоять стол,
отсутствуют некоторые распространённые виды столов, но компьютерному столу
уделено повышенное внимание с помощью сети вторичных ассоциаций. Вероятно,
ребёнок проводит много времени за компьютером, играя, слушая музыку и общаясь с
друзьями. Четвёртая карта Четвёртая карта демонстрирует совершенно иной набор ассоциаций. Видно, что ребёнка совершенно не интересуют предметы окружающего мира сами по себе. Они приобретают для него смысл только в контексте человеческих взаимоотношений. Поэтому в карте практически отсутствуют какие-либо признаки стола как искусственного физического тела, предназначенного для удовлетворения некоторых потребностей. Ассоциативный ряд ребёнка сразу выводит его в мир непростых человеческих отношений и сильных отрицательных эмоций. Ближайшими ассоциациями к слову "человек" оказываются "убийца", "наказание", "слёзы". И всё это приходит на ум ребёнку, когда он слышит простое слово "стол"! Можно предположить, что жизнь ребёнка каким-то образом связана с вмешательством правосудия, так как слово "право" сопровождается тремя восклицательными знаками, а слово "убийца" ассоциируется со словами "закон" и "наказание". Весьма показательно, что в карте вообще отсутствует название левой ветви. Ребёнок осознаёт, что она слабо связана со столом, но не может удержаться от изображения волнующих его ассоциаций. Эти особенности восприятия информации необходимо учитывать в учебном процессе, так как ассоциации определяют контекст, придающий словам определённые значения, что оказывает существенное влияние на возможность адекватного понимания текста. Пятая карта Пятая карта
(по ссылке откроется для просмотра) производит ещё более удручающее впечатление. Среди главных ассоциаций,
названных ребёнком (дуб, стул, рамка, время, мусор), только одна имеет прямую
связь с существенными признаками стола. Можно только догадываться об условиях,
в которых живёт ребёнок, если слово "стол" порождает у него
ассоциации с мусором. Искажение существенных признаков делает невозможным
правильное мышление о предмете. Более того, мысль ребёнка не может
сконцентрироваться на определённых его сторонах, она непрерывно блуждает
произвольным образом, перескакивая с одной темы на другую, но постоянно
замыкаясь на различных аспектах мира
человеческих взаимоотношений. При этом все
мысли имеют одинаковую значимость для ребёнка, так как они отображены одним и
тем же по величине и цвету шрифтом и связаны одинаковыми по степени
выразительности связями. Карта полностью лишена цвета и рисунков, что говорит
об ограниченности образного мышления. |