В этой статье я хотел бы поделиться с читателями некоторыми мыслями, навеянными разговорами с коллегами-педагогами в местной академической курилке, многочисленными публикациями в педагогических изданиях, посвящёнными различным аспектам личностно ориентированного обучения, и гуманистической психологией, с упоением рисующей образ самореализующегося человека. Во всех этих разговорах при всей их внешней несхожести обнаруживается одна тенденция, которая мне представляется достаточно опасной для будущего отечественной педагогики и системы образования в целом.
Один очень уважаемый мной выдающийся ученый в частной беседе однажды заметил, что применение естественнонаучной парадигмы в педагогических исследованиях далеко не всегда оправданно. Были названы несколько причин, среди которых основной являлось низкое качество педагогических экспериментов. С тем, что это качество действительно низковато, я согласен. Причин множество – от методологических до житейских. Очень сложен объект исследования, поэтому любые его модели оказываются упрощенными, и всегда существует опасность того, что они не учитывают существенные характеристики самого объекта. Но тогда положительные результаты эксперимента можно объяснить не действием системы мер, разработанных учёным на основе модели, а проявлением неучтённых факторов. К тому же выводу можно придти и при анализе отрицательных результатов. Сложны (особенно для гуманитариев) статистические методы обработки экспериментальных данных. Очень трудно в современных условиях провести эксперимент на репрезентативной выборке учащихся или определить ту группу учащихся, на которую можно переносить полученные результаты. Наконец, попробуйте убедить необходимое число учителей принять участие в эксперименте, учитывая затраты времени, необходимые для освоения теории диссертанта, непрерывный прессинг всяческих аккредитаций, лицензирований и контролирующего зуда современного чиновника и естественную боязнь получения отрицательных результатов.
Какой же вывод следует из признания невысокого качества педагогических экспериментов? Первый вывод очевиден – следует отказаться от экспериментов, ограничившись в педагогике теоретическим моделированием явлений. Второй вывод не менее очевиден – нужно улучшать качество экспериментальной деятельности. Второй путь сложен, его реализация требует серьёзных материальных вложений, изменений в содержании подготовки педагогов-исследователей и создании условий для реализации в школах масштабных педагогических экспериментов. Необходимы ли все эти усилия? Может быть, действительно следует отказаться от проведения эмпирических исследований и строить педагогическое знание по образу и подобию гуманитарных наук? Поискам ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.
|