"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Каталог файлов
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Инструменты когнитивного мониторинга [3]
Комплекс психологических методик для исследования особенностей когнитивного развития учащихся
Статьи [4]
Мои статьи по некоторым педагогическим проблемам
Материалы по физике [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2017, 05:26

Главная » Файлы » Статьи

Научный метод в педагогике
[ Скачать с сервера (273.2Kb) ] 15.08.2011, 21:24
В этой статье я хотел бы поделиться с читателями некоторыми мыслями, навеянными разговорами с коллегами-педагогами в местной академической курилке, многочисленными публикациями в педагогических изданиях, посвящёнными различным аспектам личностно ориентированного обучения, и гуманистической психологией, с упоением рисующей образ самореализующегося человека. Во всех этих разговорах при всей их внешней несхожести обнаруживается одна тенденция, которая мне представляется достаточно опасной для будущего отечественной педагогики и системы образования в целом.

Один очень уважаемый мной выдающийся ученый в частной беседе однажды заметил, что применение естественнонаучной парадигмы в педагогических исследованиях далеко не всегда оправданно. Были названы несколько причин, среди которых основной являлось низкое качество педагогических экспериментов. С тем, что это качество действительно низковато, я согласен. Причин множество – от методологических до житейских. Очень сложен объект исследования, поэтому любые его модели оказываются упрощенными, и всегда существует опасность того, что они не учитывают существенные характеристики самого объекта. Но тогда положительные результаты эксперимента можно объяснить не действием системы мер, разработанных учёным на основе модели, а проявлением неучтённых факторов. К тому же выводу можно придти и при анализе отрицательных результатов. Сложны (особенно для гуманитариев) статистические методы обработки экспериментальных данных. Очень трудно в современных условиях провести эксперимент на репрезентативной выборке учащихся или определить ту группу учащихся, на которую можно переносить полученные результаты. Наконец, попробуйте убедить необходимое число учителей принять участие в эксперименте, учитывая затраты времени, необходимые для освоения теории диссертанта, непрерывный прессинг всяческих аккредитаций, лицензирований и контролирующего зуда современного чиновника и естественную боязнь получения отрицательных результатов.

Какой же вывод следует из признания невысокого качества педагогических экспериментов? Первый вывод очевиден – следует отказаться от экспериментов, ограничившись в педагогике теоретическим моделированием явлений. Второй вывод не менее очевиден – нужно улучшать качество экспериментальной деятельности. Второй путь сложен, его реализация требует серьёзных материальных вложений, изменений в содержании подготовки педагогов-исследователей и создании условий для реализации в школах масштабных педагогических экспериментов. Необходимы ли все эти усилия? Может быть, действительно следует отказаться от проведения эмпирических исследований и строить педагогическое знание по образу и подобию гуманитарных наук? Поискам ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.
Категория: Статьи | Добавил: Mike
Просмотров: 2289 | Загрузок: 664 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz