Дидактический дизайн сегодня формируется как педагогическая инженерия. В сороковых годах XX века сложилось отчетливое понимание того, что социальными процессами необходимо специально управлять. Общие идеи технологического подхода, прекрасно зарекомендовавшего себя в области промышленного производства, были использованы для сознательного, научно обоснованного проектирования социальных изменений. Постепенное развитие социальных технологий привело к возникновению новой научной дисциплины – социальной инженерии, ‒ занимающейся теоретическим конструированием более совершенных моделей социального мира и разработкой технологий, обеспечивающих необходимые изменения в социальной действительности.
Педагогика является одной из социальных наук, поэтому ее не могла не коснуться технологизация этой области знаний и практики. Дидактический дизайн является одной из наиболее многообещающих форм реализации технологического подхода в образовании. Кажущийся технологический бум с его внешне ультрасовременной риторикой в нашей стране не приблизил эволюцию образования к целям, приоритетным для информационного общества. Надеяться на то, что такой сдвиг произойдет сам по себе спонтанно под постепенным, но косвенным давлением изменяющихся внешних обстоятельств, не приходится. В XXI веке такие масштабные социальные изменения, как реформы в области образования, могут быть осуществлены только на основе дидактического проектирования образовательных технологий. Причем это должны быть не только технологии школьного учебного процесса, хотя они и должны составлять ядро создаваемой системы образования; нужно создавать образовательные технологии обучения студентов и практикующих учителей этим новым школьным технологиям (простите за тавтологию); организационные технологии их внедрения в школьной среде; технологии подготовки управленческих кадров, способных обеспечить реальный, а не на словах, перевод российской школы на технологические рельсы информационного общества. То есть нужно на деле перейти к системному дидактическому проектированию в области образования. Масштаб и системная связанность возникающих при этом задач таковы, что нужно не просто разрабатывать и внедрять отдельные технологии, а проектировать их систему, т. е. выйти на совершенно новый уровень педагогической инженерии подобной той, которая уже с середины прошлого века существует в области проектирования социальных процессов. Для этой работы нужно готовить специалистов в области дидактического дизайна, обладающих системными знаниями в педагогике, психологии, инженерии знаний, социологии, экономике, менеджменте и информатике.
Простой перечень областей знаний, которые необходимы для инженерии образовательных процессов, показывает, что здесь нельзя обойтись очередным кавалерийским наскоком, уповая на простые решения. Педагогическая инженерия должна проектировать образовательные системы на основе новейших достижений во всех смежных с педагогикой науках, поэтому я хотел бы закончить данное представление дидактического дизайна очень точным высказыванием, принадлежащим В.Н. Иванову и В.И. Пахрушеву: «Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий». (Иванов В.Н., Пахрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления:В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.-327 с.).
|