В последнее десятилетие в отечественной педагогике появилась новая модная тема, связанная с вдруг вспыхнувшим интересом к формированию-воспитанию (пока не дан ответ вопрос, вынесенный в заголовок статьи, я буду употреблять именно этот сдвоенный противоречивый термин) у учащихся ценностного отношения к окружающему миру.
На самом деле эта проблематика не так нова, как хотелось бы исследователям, использующим новое модное понятие. В советские времена предпочитали говорить не о ценностях, а о формировании мировоззрения и морального облика, однако это вряд ли существенно меняет суть дела. Во все времена любое общество, движимое инстинктом самосохранения, заботилось о воспроизводстве в сознании подрастающего поколения ритуальных символов, выражающих нравственные императивы и разъясняющих детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Теперь совокупность норм, правил, установок и идеалов мы стали называть обобщающим термином "ценности”. Однако, как и в подавляющем числе других случаев использования новых терминов, педагоги в очередной раз "забыли” определить понятие, что является нарушением первого закона формальной логики и без чего возможность построения научной теории формирования-воспитания смутно осознаваемого феномена представляется весьма сомнительной.
Несмотря на величайший пиетет, которым окружено понятие ценностей в современной педагогической литературе, ситуация с определением этого понятия как педагогической категории выглядит просто анекдотично. В частности, в современной педагогической энциклопедии читатель не найдет определения понятия ценности...
|