"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Эксперимент в Новокузнецке
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 16:10

В декабре 2009 года Елена Александровна провела курс по обучению учителей г. Новокузнецка применению метода интеллек-карт в учебном процессе. По итогам этих курсов было принято решение об открытии экспериментальной площадки АПК и ППРО на базе гимназии № 62 г. Новокузнецка для отработки процедур внедрения метода интеллект-карт в учебный процесс основной школы. 
Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна. 
Администрация и коллектив НМОУ «Гимназия № 62» решили, что в исследование «Метод интеллект-карт в учебном процессе» сначала включится группа учителей, работающих в параллели 7-х классов: Г. В. Бедарькова – филолог, И. М. Галицкая - биолог, Е. Г. Газина - историк, Т. Н. Голдаева – учитель ОБЖ,  Т. С. Комарова – учитель английского языка, К. К. Колмакова – учитель английского языка, М. П. Кошарова - физик, М. В. Леонтьева - физик, А. М. Лимасов - математик, Г. И. Николенко - филолог, И. А. Плюснина – географ. Этих учителей отличает профессионализм, педагогическая креативность, способность к продуктивному сотрудничеству, увлечённость педагогическим поиском.
Вот, например, что пишет И.М. Галицкая о применении метода интеллект-карт на уроках биологии.
Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»).
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
  • обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);
  • концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
  • запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
  • мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются;
  • мотивации.
Нужно отметить, что при составлении интеллект-карт ребята хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а  трудности вызывает установление логических связей между понятиями.
Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, и на обобщающих уроках в групповой работе.
В своей отчётной работе И.М. Галицкая прислала детские работы, одна из которых приведена на рисунке ниже. Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски». Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
  • сравнение – установление сходства или различия понятий по признакам;
  • анализ – выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;
  • классификация – распределение понятий по группам на основании общих признаков;
  • синтез – мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины – интеллект-карты.
Кроме этого, следует добавить, что автор интеллект-карты демонстрирует умения:
  • описывать реальные объекты и образы;
  • концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;
  • моделировать;
  • перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;
  • структурировать предметную информацию;
  • систематизировать предметную информацию;
  • находить связь между понятиями.
В следующую очередь нужно отметить содержательный и личностный компоненты интеллект-карты:
  • полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;
  • богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;
  • позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Введение метода интеллект-карт в учебный процесс не терпит поспешности, а требует терпения и скрупулёзного поиска наиболее эффективного пути. Об этом пишет Г. В. Бедарькова – учитель русского языка.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот цель. Помогают достичь её интеллект-карты (ИК).
Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.
Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе. Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия наречие как ключевые ветки будущей ИК: определение, разряды, словообразование, степень сравнения, орфограммы в наречиях. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, класс, разбившись  на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ИК. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий - орфограммы. Продолжить эту ветвь, а также дополнить ИК рисунками и цветом было домашним заданием  детям.
Как показал наш небольшой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
  • полнота включенной информации;
  • правильность в отборе и распределении информации;
  • наличие образов, символов;
  • графическое выделение информационных блоков;
  • установление взаимосвязей между блоками.
Очень важное условие в работе с ИК: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  ИК становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила. Составление ИК – это графический способ организации учебного материала. Система ИК охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz