В декабре 2009 года Елена Александровна провела курс по обучению учителей г. Новокузнецка применению метода интеллек-карт в учебном процессе. По итогам этих курсов было принято решение об открытии экспериментальной площадки АПК и ППРО на базе гимназии № 62 г. Новокузнецка для отработки процедур внедрения метода интеллект-карт в учебный процесс основной школы.
Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна.
Администрация и коллектив НМОУ «Гимназия № 62» решили, что в исследование «Метод интеллект-карт в учебном процессе» сначала включится группа учителей, работающих в параллели 7-х классов: Г. В. Бедарькова – филолог, И. М. Галицкая - биолог, Е. Г. Газина - историк, Т. Н. Голдаева – учитель ОБЖ, Т. С. Комарова – учитель английского языка, К. К. Колмакова – учитель английского языка, М. П. Кошарова - физик, М. В. Леонтьева - физик, А. М. Лимасов - математик, Г. И. Николенко - филолог, И. А. Плюснина – географ. Этих учителей отличает профессионализм, педагогическая креативность, способность к продуктивному сотрудничеству, увлечённость педагогическим поиском.
Вот, например, что пишет И.М. Галицкая о применении метода интеллект-карт на уроках биологии.
Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»).
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, и на обобщающих уроках в групповой работе.
В своей отчётной работе И.М. Галицкая прислала детские работы, одна из которых приведена на рисунке ниже. Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски». Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот цель. Помогают достичь её интеллект-карты (ИК).
Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.
Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе. Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия наречие как ключевые ветки будущей ИК: определение, разряды, словообразование, степень сравнения, орфограммы в наречиях. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ИК. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий - орфограммы. Продолжить эту ветвь, а также дополнить ИК рисунками и цветом было домашним заданием детям.
Как показал наш небольшой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна.
Администрация и коллектив НМОУ «Гимназия № 62» решили, что в исследование «Метод интеллект-карт в учебном процессе» сначала включится группа учителей, работающих в параллели 7-х классов: Г. В. Бедарькова – филолог, И. М. Галицкая - биолог, Е. Г. Газина - историк, Т. Н. Голдаева – учитель ОБЖ, Т. С. Комарова – учитель английского языка, К. К. Колмакова – учитель английского языка, М. П. Кошарова - физик, М. В. Леонтьева - физик, А. М. Лимасов - математик, Г. И. Николенко - филолог, И. А. Плюснина – географ. Этих учителей отличает профессионализм, педагогическая креативность, способность к продуктивному сотрудничеству, увлечённость педагогическим поиском.
Вот, например, что пишет И.М. Галицкая о применении метода интеллект-карт на уроках биологии.
Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»).
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
- обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);
- концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
- запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
- мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются;
- мотивации.
Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, и на обобщающих уроках в групповой работе.
В своей отчётной работе И.М. Галицкая прислала детские работы, одна из которых приведена на рисунке ниже. Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски». Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
- сравнение – установление сходства или различия понятий по признакам;
- анализ – выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;
- классификация – распределение понятий по группам на основании общих признаков;
- синтез – мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины – интеллект-карты.
- описывать реальные объекты и образы;
- концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;
- моделировать;
- перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;
- структурировать предметную информацию;
- систематизировать предметную информацию;
- находить связь между понятиями.
- полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;
- богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;
- позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот цель. Помогают достичь её интеллект-карты (ИК).
Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.
Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе. Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия наречие как ключевые ветки будущей ИК: определение, разряды, словообразование, степень сравнения, орфограммы в наречиях. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ИК. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий - орфограммы. Продолжить эту ветвь, а также дополнить ИК рисунками и цветом было домашним заданием детям.
Как показал наш небольшой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
- полнота включенной информации;
- правильность в отборе и распределении информации;
- наличие образов, символов;
- графическое выделение информационных блоков;
- установление взаимосвязей между блоками.