![]() |
"Сон разума рождает чудовищ" | ![]() |
|
Ф. Гойя | |||
![]() |
|||
Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского |
|
Translate.Ru PROMT© |
||||||||||
|
В декабре 2009 года Елена Александровна провела курс по обучению учителей г. Новокузнецка применению метода интеллек-карт в учебном процессе. По итогам этих курсов было принято решение об открытии экспериментальной площадки АПК и ППРО на базе гимназии № 62 г. Новокузнецка для отработки процедур внедрения метода интеллект-карт в учебный процесс основной школы.
Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна. Администрация и коллектив НМОУ «Гимназия № 62» решили, что в исследование «Метод интеллект-карт в учебном процессе» сначала включится группа учителей, работающих в параллели 7-х классов: Г. В. Бедарькова – филолог, И. М. Галицкая - биолог, Е. Г. Газина - историк, Т. Н. Голдаева – учитель ОБЖ, Т. С. Комарова – учитель английского языка, К. К. Колмакова – учитель английского языка, М. П. Кошарова - физик, М. В. Леонтьева - физик, А. М. Лимасов - математик, Г. И. Николенко - филолог, И. А. Плюснина – географ. Этих учителей отличает профессионализм, педагогическая креативность, способность к продуктивному сотрудничеству, увлечённость педагогическим поиском. Вот, например, что пишет И.М. Галицкая о применении метода интеллект-карт на уроках биологии. Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»). Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, и на обобщающих уроках в групповой работе. В своей отчётной работе И.М. Галицкая прислала детские работы, одна из которых приведена на рисунке ниже. Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски». Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка. Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот цель. Помогают достичь её интеллект-карты (ИК). Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома. Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе. Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия наречие как ключевые ветки будущей ИК: определение, разряды, словообразование, степень сравнения, орфограммы в наречиях. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ИК. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий - орфограммы. Продолжить эту ветвь, а также дополнить ИК рисунками и цветом было домашним заданием детям. Как показал наш небольшой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся. Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием. Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
|
М.Е. Бершадский © 2023 |