"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Эксперимент в Новокузнецке
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.10.2017, 22:19

Работа экспериментальной площадки на базе гимназии №62 г. Новокузнецка

В декабре 2009 года Елена Александровна провела курс по обучению учителей г. Новокузнецка применению метода интеллек-карт в учебном процессе. По итогам этих курсов было принято решение об открытии экспериментальной площадки АПК и ППРО на базе гимназии № 62 г. Новокузнецка для отработки процедур внедрения метода интеллект-карт в учебный процесс основной школы. 
Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна. 

Администрация и коллектив НМОУ «Гимназия № 62» решили, что в исследование «Метод интеллект-карт в учебном процессе» сначала включится группа учителей, работающих в параллели 7-х классов: Г. В. Бедарькова – филолог, И. М. Галицкая - биолог, Е. Г. Газина - историк, Т. Н. Голдаева – учитель ОБЖ,  Т. С. Комарова – учитель английского языка, К. К. Колмакова – учитель английского языка, М. П. Кошарова - физик, М. В. Леонтьева - физик, А. М. Лимасов - математик, Г. И. Николенко - филолог, И. А. Плюснина – географ. Этих учителей отличает профессионализм, педагогическая креативность, способность к продуктивному сотрудничеству, увлечённость педагогическим поиском.

Вот, например, что пишет И.М. Галицкая о применении метода интеллект-карт на уроках биологии.
Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»).
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
  • обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);
  • концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
  • запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
  • мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются;
  • мотивации.
Нужно отметить, что при составлении интеллект-карт ребята хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а  трудности вызывает установление логических связей между понятиями. Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, и на обобщающих уроках в групповой работе.

В своей отчётной работе И.М. Галицкая прислала детские работы, одна из которых приведена на рисунке ниже. Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски». 



Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
  • сравнение – установление сходства или различия понятий по признакам;
  • анализ – выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;
  • классификация – распределение понятий по группам на основании общих признаков;
  • синтез – мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины – интеллект-карты.
Кроме этого, следует добавить, что автор интеллект-карты демонстрирует умения:
  • описывать реальные объекты и образы;
  • концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;
  • моделировать;
  • перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;
  • структурировать предметную информацию;
  • систематизировать предметную информацию;
  • находить связь между понятиями.
В следующую очередь нужно отметить содержательный и личностный компоненты интеллект-карты:
  • полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;
  • богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;
  • позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Введение метода интеллект-карт в учебный процесс не терпит поспешности, а требует терпения и скрупулёзного поиска наиболее эффективного пути. Об этом пишет Г. В. Бедарькова – учитель русского языка.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот цель. Помогают достичь её интеллект-карты (ИК).
Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.
Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе. 



Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия наречие как ключевые ветки будущей ИК: определение, разряды, словообразование, степень сравнения, орфограммы в наречиях. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, класс, разбившись  на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ИК. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий - орфограммы. Продолжить эту ветвь, а также дополнить ИК рисунками и цветом было домашним заданием  детям.

Как показал наш небольшой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
  • полнота включенной информации;
  • правильность в отборе и распределении информации;
  • наличие образов, символов;
  • графическое выделение информационных блоков;
  • установление взаимосвязей между блоками.
Очень важное условие в работе с ИК: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  ИК становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила. Составление ИК – это графический способ организации учебного материала. Система ИК охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.

Каждый учитель, ознакомившийся с  методом интеллект-карт, пытается «примерить» его на свою предметную область, и тогда у него возникает ряд вопросов:
1) Что даст мне –  предметнику - метод интеллект-карт?
2) Что даст метод интеллект-карт ученику?
3) Можно ли использовать метод при изучении любой темы? 
4) Какой способ лучше использовать при построении интеллект-карт: традиционный (бумага и цветные карандаши) или электронный (специальная программа для построения интеллект-карт – ConceptDraw MINDMAP)? 

О том, какие ответы на эти и другие вопросы были найдены, а также о путях своих поисков расскажет учитель истории Е.Г. Газина.
На первом этапе использования интеллект-карт в учебной деятельности ставила следующие задачи: выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное). Эта задача решалась путём совершенствования навыков составления интеллект–карт. А для того чтобы появились навыки, необходимо было работать над учебным материалом на основе метода интеллект–карт, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки. А ошибки были следующие:
  • неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу);
  • отсутствие связей между темами и подтемами;
  • нерациональное распределение времени (учащиеся не успевали выполнить работу, и приходилось использовать дополнительное время или брать работу на дом).

Как работала над главной проблемой: неумением выделять главные и второстепенные факты? Кропотливая и систематическая работа по составлению интеллект–карт способствовала развитию у обучающихся коммуникативных навыков работы с текстом: умения выделять главное, выстраивать логику событий, чётко отражать темы, подтемы, формулировать мысль.
После многократного применения метода интеллект-карт на своих уроках могу сделать вывод о том, что его лучше использовать:

  • при пересказе сложной темы (военные действия, политические и экономические реформы, биографии исторических личностей);
  • при подготовке  к зачётам и контрольным работам, где требуется повторить объёмный материал.

Наиболее положительные результаты я могу отметить следующие:

  • легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);
  • быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;
  • отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.

Вот, например, как выглядит интеллект-карта по теме «Эпоха Петра Великого», выполненная традиционным способом (ватман, цветные карандаши и клей) одной из групп учеников (4 человека) на обобщающем уроке.



Презентуя данную карту классу, группа обосновывает, что Реформы Петра I  затронули все сферы жизни общества: политическую, экономическую, духовную и социальную, хотя были и противники реформ, о чём свидетельствуют восстания в данный период. 
Мы составляли интеллект-карты и с помощью компьютерной программы, и это  не вызывало у учеников трудностей. Хотелось бы отметить плюсы и минусы создания ИК с помощью программы. Несомненными плюсами является:
  • экономия времени;
  • наличие многообразных автофигур  для оформления, что позволяет учащимся разнообразить выделение тем (при ручном способе они выглядят однообразно);
  • нет ощущения размытости работы, чётко прослеживаются связи.

Минусами является:

  • некоторая шаблонность (есть огромное множество ресурсов и готовых решений; бери и пользуйся);
  • малое количество символов для эмоциональной окраски тем, то есть требуются дополнительные ресурсы, что отметили сами учащиеся.

Однако каким бы способом ученики ни строили интеллект-карты, положительный образовательный эффект однозначен. Я точно знаю, что позволяет мне этот метод реализовать на уроке истории. Посмотрите интеллект-карту, изображённую на следующем рисунке, которая была создана мной - учителем истории Е.Г. Газиной.


О своих первых шагах по использованию интеллект-карт на уроках рассказывает Николенко Г. И – учитель литературы. 
Литература – это искусство слова, поэтому на каждом уроке одной из главных задач ставлю развитие навыков монологической речи. При этом хорошо понимаю, что времени на уроке для этого очень мало. Вот тут и приходит на помощь метод интеллект-карт (ИК), обладающий уникальной особенностью – он позволяет сворачивать огромные массивы информациии, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.

Первые  шаги по использованию метода ИК на уроках литературы были сделаны нами при изучении биографии А.С. Пушкина, а затем и М.Ю. Лермонтова. Первые шаги всегда робкие. Это хорошо видно по интеллект-карте, представленной на рисунке ниже. Но, если не быть слишком придирчивыми, то можно отметить, что основные биографические вехи поэта на карте всё-таки отражены, и по ним ученик может построить связанный рассказ.

Следующую интеллект-карту, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, ребята строили увереннее, учитывая предыдущие недочёты. Сначала ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект-карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект-карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало  домашним заданием. На  следующем уроке  было много желающих отвечать. Ребята выполнили задание разными способами: кто-то построил интеллект-карту традиционным способом (бумага и цветные карандаши), а кто-то воспользовался программой Microsoft PowerPoint. На рисунке представлена одна из таких интеллект-карт. 


Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Обобщая первые шаги экспериментальной  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективен для  организации коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Опытом практической реализации метода интеллект-карт на примере пересказа текста на уроках английского языка делится учитель Комарова Т.С.

Главной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках школьной тематики. Основные требования, предъявляемые к высказыванию учащихся стандартом, являются логичность и содержательность устных высказываний.
Практика показывает, что одним из наиболее сложных видов речевой деятельности для среднего звена является пересказ текстов. Возникает противоречие: с одной стороны – у ребят накоплен лексический материал по теме, возникает потребность изложить прочитанное своими собственными фразами. С другой стороны, ребята сталкиваются с рядом проблем: выделение главных мыслей и опорных слов текста, составление плана пересказа и выявление логической последовательности и взаимосвязей в тексте. Применяя на практике различные методики обучения пересказу, я пришла к выводу, что они не позволяют решить все проблемы работы над текстом в комплексе. Изучив материал по  методу применения интеллект-карт, я поняла, что данная методика позволяет фиксировать ключевые слова, выстраивать ассоциативный ряд, структурировать и визуализировать необходимый учебный материал, а затем  воспроизводить необходимый текстовый материал в полном объеме. Поэтому я решила при обучении пересказу сделать опорным методом – метод интеллект-карт.

Во время работы над первым текстом для пересказа (после чтения и перевода) ученики выделили несколько ключевых слов из каждого абзаца. Большинство ключевых слов у ребят совпадало, и я показала «облако тегов», по которому предложила пересказать текст. Все сошлись на том, что пересказать очень сложно, и назвали ряд причин: слова даны без структуры, слова разного цвета, сразу нельзя определить тему и пр. После обсуждения «облака тегов» ребята начали предлагать пути структурирования данных слов, опираясь на вышеперечисленные сложности, и сами вывели законы построения интеллект-карт: зависимость цвета, наличие заголовка, последовательность, ключевые слова, символы и т. д.

«Облако тегов»


После выведения правил ученики составили свои интеллект-карты.  Все они были разные, но свои собственные, так как каждый вкладывал свой смысл и логику построения связной информации в каждую веточку. В данных правилах нет самого главного, поскольку они описывают только внешние особенности: как должна выглядеть карта и как её лучше составить. Главным же в картировании мышления является мыслительный процесс, стоящий за каждой картой. И если после составления первых карт у ребят было по 2 ветви из 5-6 ключевых слов, то по мере составления последующих карт увеличивалось не только количество веточек, но и их качественная составляющая: обогатилось содержание, появилась символика и логичность.


Интеллект-карта ученика в сентябре

Интеллект-карта ученика в декабре

По мере освоения традиционного способа построения интеллект-карт, ребята с большим удовольствием переходят к технологическому способу – на основе программы ConceptDraw MINDMAP.


Результатом обученности школьников является успешная сдача ГИА и ЕГЭ. И для меня стало очевидным, что потенциал данного метода может быть направлен на подготовку к письменной части ГИА, где необходимо не только изложить содержание проблемы, но выразить и аргументировать свое мнение в эмоциональных и оценочных суждениях.

 

 

М.Е. Бершадский © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz