Работа экспериментальной площадки началась с сентября 2010 года. Результатами этой работы с вами поделится ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) гимназии и Елена Александровна.
Метод интеллект-карт я использовала в параллели 7-х классов в I полугодии при изучении тем: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски» («Класс Головоногие Моллюски»), «Тип Членистоногие» («Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные», «Класс Насекомые», «Типы развития насекомых»).
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует:
- обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);
- концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
- запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
- мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются;
- мотивации.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
- сравнение – установление сходства или различия понятий по признакам;
- анализ – выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;
- классификация – распределение понятий по группам на основании общих признаков;
- синтез – мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины – интеллект-карты.
- описывать реальные объекты и образы;
- концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;
- моделировать;
- перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;
- структурировать предметную информацию;
- систематизировать предметную информацию;
- находить связь между понятиями.
- полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;
- богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;
- позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Обучение составлению ИК должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление ИК, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.
Привожу пример ИК по теме «Наречие как часть речи», которую мы составляли с ребятами вместе.
Обобщая опыт использования ИК на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации у ребят. В начале нашей работы многие обучающиеся не понимали её практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. Мы с ребятами составили оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
- полнота включенной информации;
- правильность в отборе и распределении информации;
- наличие образов, символов;
- графическое выделение информационных блоков;
- установление взаимосвязей между блоками.
- неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу);
- отсутствие связей между темами и подтемами;
- нерациональное распределение времени (учащиеся не успевали выполнить работу, и приходилось использовать дополнительное время или брать работу на дом).
- при пересказе сложной темы (военные действия, политические и экономические реформы, биографии исторических личностей);
- при подготовке к зачётам и контрольным работам, где требуется повторить объёмный материал.
Наиболее положительные результаты я могу отметить следующие:
- легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);
- быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;
- отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.
Вот, например, как выглядит интеллект-карта по теме «Эпоха Петра Великого», выполненная традиционным способом (ватман, цветные карандаши и клей) одной из групп учеников (4 человека) на обобщающем уроке.
- экономия времени;
- наличие многообразных автофигур для оформления, что позволяет учащимся разнообразить выделение тем (при ручном способе они выглядят однообразно);
- нет ощущения размытости работы, чётко прослеживаются связи.
Минусами является:
- некоторая шаблонность (есть огромное множество ресурсов и готовых решений; бери и пользуйся);
- малое количество символов для эмоциональной окраски тем, то есть требуются дополнительные ресурсы, что отметили сами учащиеся.
Однако каким бы способом ученики ни строили интеллект-карты, положительный образовательный эффект однозначен. Я точно знаю, что позволяет мне этот метод реализовать на уроке истории. Посмотрите интеллект-карту, изображённую на следующем рисунке, которая была создана мной - учителем истории Е.Г. Газиной.
Первые шаги по использованию метода ИК на уроках литературы были сделаны
нами при изучении биографии А.С. Пушкина, а затем и М.Ю. Лермонтова. Первые шаги всегда робкие. Это хорошо видно по интеллект-карте, представленной на рисунке ниже. Но, если не быть слишком придирчивыми, то можно отметить, что основные биографические вехи поэта на карте всё-таки отражены, и по ним ученик может построить связанный рассказ.
Следующую интеллект-карту, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, ребята строили увереннее, учитывая предыдущие недочёты. Сначала ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект-карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект-карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. На следующем уроке было много желающих отвечать. Ребята выполнили задание разными способами: кто-то построил интеллект-карту традиционным способом (бумага и цветные карандаши), а кто-то воспользовался программой Microsoft PowerPoint. На рисунке представлена одна из таких интеллект-карт.
Обобщая первые шаги экспериментальной работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления; сформированность общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективен для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Опытом практической реализации метода интеллект-карт на примере пересказа текста на уроках английского языка делится учитель Комарова Т.С.
Во время работы над первым текстом для пересказа (после чтения и перевода) ученики выделили несколько ключевых слов из каждого абзаца. Большинство ключевых слов у ребят совпадало, и я показала «облако тегов», по которому предложила пересказать текст. Все сошлись на том, что пересказать очень сложно, и назвали ряд причин: слова даны без структуры, слова разного цвета, сразу нельзя определить тему и пр. После обсуждения «облака тегов» ребята начали предлагать пути структурирования данных слов, опираясь на вышеперечисленные сложности, и сами вывели законы построения интеллект-карт: зависимость цвета, наличие заголовка, последовательность, ключевые слова, символы и т. д.
«Облако тегов»
После выведения правил ученики составили свои интеллект-карты. Все они были разные, но свои собственные, так как каждый вкладывал свой смысл и логику построения связной информации в каждую веточку. В данных правилах нет самого главного, поскольку они описывают только внешние особенности: как должна выглядеть карта и как её лучше составить. Главным же в картировании мышления является мыслительный процесс, стоящий за каждой картой. И если после составления первых карт у ребят было по 2 ветви из 5-6 ключевых слов, то по мере составления последующих карт увеличивалось не только количество веточек, но и их качественная составляющая: обогатилось содержание, появилась символика и логичность.
Интеллект-карта ученика в сентябре
Интеллект-карта ученика в декабре
По мере освоения традиционного способа построения интеллект-карт, ребята с большим удовольствием переходят к технологическому способу – на основе программы ConceptDraw MINDMAP.