"Когнитивная технология обучения: процедурные компоненты личностного развития"
В условиях эволюции современной европейской цивилизации к когнитивному обществу все большее внимание должно уделяться образованию, направленному на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, которые являются и необходимым условием получения фундаментального образования, и его результатом. Идея развивающего обучения, направленного на формирование у учащихся современного стиля научного мышления, всегда была популярной в России. Созданы концепции и программы развивающего обучения, действуют учебные заведения, работающие на этой основе, накопленный опыт обогащается и описывается. Однако, зачастую данная работа ведется стихийно, учителя, пытающиеся применить приёмы развивающего обучения, слабо знакомы с теоретическими концепциями и не обладают необходимыми методологическими и психолого-педагогическими знаниями, не владеют умениями моделировать учебный процесс на основе теоретических положений, не обладают умениями провести и обработать данные педагогического эксперимента.
Об актуальности настоящего научно-исследовательского проекта свидетельствует противоречие между потребностями современного общества в интеллектуальном развитии учащихся, в овладении ими системой интеллектуальных действий и операций, необходимых для осознанного овладения знаниями и способами деятельности, для успешной адаптации к условиям современной постиндустриальной, информационной цивилизации, для противодействия технологиям манипулирования личностью и недостаточным уровнем теоретических психолого-педагогических знаний учителей и умений моделировать учебный процесс в соответствии с закономерностями когнитивной технологии обучения.
В последние десятилетия многие авторы с тревогой отмечают непрерывное снижение уровня интеллектуального развития учащихся, что негативно сказывается не только на качестве усвоения предметного содержания, но и на формировании у школьников обобщённых когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Отмеченные выше противоречия позволяют выделить проблему исследования, связанную с внедрением когнитивной технологии обучения, позволяющей обеспечить положительную динамику в когнитивном развитии учащихся в процессе изучения традиционных учебных дисциплин.
В настоящее время когнитивная технология обучения полностью разработана и апробирована на материале математики, физики, химии, биологии, географии, русского языка при обучении учащихся основной и средней школы. В экспериментальной проверке этой технологии принимало участие более 30 учителей и 200 школьников. Однако вопросы, связанные с исследованием возможности успешного применения данной технологии при обучении учащихся другого возраста в процессе изучении ими других учебных предметов не являются тривиальными и нуждаются в дополнительном экспериментальном исследовании. Также необходимо изучить условия воспроизводимости когнитивной технологии, связанные с влиянием личностных особенностей учителей, прежде всего, с особенностями их когнитивных стилей. Изучение перечисленных выше элементов когнитивной технологии являются целью данного экспериментального исследования. Так как для этих элементов нет полной теоретической модели, то эксперимент является поисковым.
Гипотеза исследования:
Применение когнитивной технологии обучения в процессе изучения учащимися предметных дисциплин приведёт к положительной динамике в: когнитивном развитии школьников, качестве предметного обучения, развитии критического мышления, формировании информационной компетентности.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
организовать изучение учителями теоретических основ когнитивной технологии и процедурных компонент её применения в учебном процессе.
провести анализ средств диагностики когнитивного развития учащихся и разработать системы диагностических средств для учащихся начальной, основной и средней школ при изучении ими различных предметных дисциплин.
провести анализ содержания обучения и реконструировать его в соответствии с когнитивными возможностями учащихся и когнитивными схемами преобразования информации в изучаемой предметной области.
разработать системы предметных задач, необходимых для организации познавательной деятельности учащихся, результатом которой явится усвоение учащимися частных и общих когнитивных схем восприятия и переработки информации, обеспечивающих принятие решений, адекватных требованиям учебной ситуации.
выявить критерии реагирования учителя на данные когнитивного мониторинга, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории (путём модификации содержания обучения и видов познавательной деятельности ученика, управление которыми осуществляется через специально конструируемую индивидуальную систему заданий).
Опытно-экспериментальная работа по данной проблеме предполагается на срок два года с возможным продолжением эксперимента в зависимости от полученных результатов. На каждой отдельной площадке задачи эксперимента решаются частично, в зависимости от наличных кадровых и материально-технических ресурсов.
На первом (подготовительном) этапе (сентябрь – декабрь первого года):
согласовываются и обосновываются методологические основания эксперимента, определяются технические и организационные условия, необходимые для его проведения;
анализируются социально-педагогические условия организации образовательного процесса в государственном образовательном учреждении на предмет вовлечения педагогического коллектива в экспериментальную работу;
проводятся специальные занятия (лекционные и тренинги) по изучению теоретических основ когнитивной технологии обучения и практики её применения для учителей–экспериментаторов;
конкретизируются, уточняются отдельные детали плана и дальнейшего хода экспериментальной работы (выделяются учителя-экспериментаторы «первой линии», включающиеся первыми в эксперимент, «второй» и т.д.).
На втором (пилотном) этапе (январь – июнь первого года):
начинается практическая проработка отдельных вопросов эксперимента с группой учителей, участвующих в эксперименте;
проводится диагностика когнитивного развития учащихся экспериментальных классов;
разрабатывается содержание обучения, выделяются виды деятельности и их ориентировочная основа, создаётся система задач для управления познавательной деятельностью;
проводятся пробные учебные занятия на основе когнитивной технологии обучения;
изучается применимость различных средств мониторинга учебного процесса, необходимых для управления его ходом;
организуется рефлексия первых результатов эксперимента.
На третьем (основном) этапе (август первого года - август второго года):
развёртывается полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении;
исследуется воздействие применения когнитивной технологии обучения на интеллектуальное развитие учащихся;
дополняется, уточняется и готовится к системному применению комплекс средств обучения, необходимых для реализации когнитивной технологии обучения;
проводится обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов;
обсуждается целесообразность дальнейшего применения когнитивной технологии обучения в данном образовательном учреждении и пролонгации эксперимента.
Научное руководство экспериментом осуществляет:
Бершадский М.Е., профессор кафедры развития образования АПК и ПРО, к.п.н.
Режим экспериментальной работы:
Ход и результаты эксперимента постоянно отслеживаются и анализируются. Для этого ежемесячно научный руководитель посещает (если эксперимент проводится в Москве) экспериментальную площадку, где знакомится с ходом эксперимента, организует анализ полученных данных и обсуждает изменения, которые необходимо ввести в учебный процесс (если это необходимо). В случае необходимости научный руководитель посещает учебные занятия в экспериментальных группах для обнаружения и анализа причин затруднений, возникающих в ходе эксперимента. Если эксперимент проводится в других городах РФ, то связь с научным руководителем поддерживается с той же периодичностью дистанционно.
Результаты и материалы, включая интеллектуальные продукты, полученные в ходе экспериментальной работы, являются совместной собственностью научного руководителя и коллектива школы. Любое некоммерческое их использование, в том числе распространение, каждым из участников эксперимента допускается только с согласия других участников. Коммерческое использование является предметом отдельного договора между АПК и ПРО и экспериментальной площадкой.