Неуклонный рост объёма информации и её качественное разнообразие ставит перед современным человеком проблему совершенствования интеллектуальных средств её приёма, обработки и передачи. Она обусловлена тем, что общение человека с миром становится всё более опосредованным многочисленными системами знаков, кодирующими информацию о нём. Системы знаков превращаются в когнитивные средства, с помощью которых осуществляется восприятие поступающей информации. Если эти средства отсутствуют, то информация либо не опознаётся и не воспринимается, либо частично искажается. В связи с этим проблема адаптации человека к жизни в обществе, пересыщенном информацией, приобретает всё большее значение.
Система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений к жизни в такой среде, вынуждена ставить и решать задачи, соответствующие новым потребностям. Одна из наиболее значимых потребностей – развитие когнитивных возможностей учащихся, т.е. способностей воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать, сохранять и воспроизводить их в той или иной форме.
Когнитивные процессы скрыты от наблюдения, поэтому управление ими с целью коррекции и развития представляет серьёзную проблему при обучении. Эта проблема может быть решена, если в образовательный процесс ввести метод интеллект-карт, который визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми. Эта особенность метода значительно расширяет возможности субъектов образовательного процесса в различных аспектах их деятельности: при активизации творческих способностей; изучении нового материала; аннотировании и конспектировании учебного материала; формировании системного мышления; повторении и обобщении; контроле и коррекции усвоения; групповой деятельности; проведении мозгового штурма; рефлексии; при изучении личности.
Обозначенные проблемы позволяют сделать вывод об актуальности настоящего научно-исследовательского проекта.
Вопросы, связанные с исследованием возможности успешного применения данного метода на разных ступенях обучения, нуждаются в дополнительном экспериментальном исследовании и являются его целью.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование интеллект-карт как метода обучения и инструмента личностного развития позволит:
- расширить когнитивные возможности учащихся и решить образовательные задачи, связанные с:
- информационной компетентностью учеников;
- коммуникативной компетентностью учеников;
- личностным развитием учеников.
- сформировать у учащихся потребность в комплексном описании изучаемого объекта и умения отражать его свойства с помощью интеллект-карт.
- сформировать у учащихся познавательную потребность в системном видении окружающего мира за счёт постоянной установки на комплексное описание его объектов.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- организовать изучение учителями теоретических основ метода интеллект-карт и процедурных компонент его применения в учебном процессе.
- организовать изучение учителями способов применения метода интеллект-карт в базовых учебных процессах – конспектировании и аннотировании.
- разработать совместно с учителями способы ознакомления с методом интеллект-карт учащихся начальной, основной и средней школ.
- организовать изучение учителями способов введения метода интеллект-карт в учебный процесс для учащихся начальной, основной и средней школ.
- разработать критерии диагностики содержания интеллект-карт учащихся начальной, основной и средней школ при изучении ими различных предметных дисциплин.
- провести полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении.
Опытно-экспериментальная работа по решению поставленных задач предполагается сроком на три года.
На первом этапе (сентябрь – август первого года):
- согласовываются и обосновываются методологические основания эксперимента, определяются технические и организационные условия, необходимые для его проведения;
- анализируются социально-педагогические условия организации образовательного процесса в государственном образовательном учреждении на предмет вовлечения педагогического коллектива в экспериментальную работу;
- проводятся специальные занятия по изучению теоретических основ метода интеллект-карт и практики его применения для учителей-экспериментаторов;
- конкретизируются, уточняются отдельные детали плана и дальнейшего хода экспериментальной работы (выделяются учителя-экспериментаторы «первой линии», включающиеся первыми в эксперимент, «второй» и т. д.).
- проводится практическая проработка отдельных вопросов эксперимента с группой учителей, участвующих в нём;
- проводится мониторинг усвоения содержания учителями-экспериментаторами теоретических основ метода интеллект-карт;
- проводится мониторинг деятельностных умений учителей, участвующих в эксперименте, связанных с отображением различных видов информации в форме интеллект-карт с соблюдением законов их построения;
- совместно с учителями-экспериментаторами разрабатываются способы ознакомления учащихся экспериментальных классов с методом интеллект-карт;
- разрабатываются критерии оценки умений учащихся применять законы построения интеллект-карт;
- осуществляется ознакомление учащихся экспериментальных классов с методом интеллект-карт;
- проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов, связанных с соблюдением законов построения интеллект-карт;
На втором этапе (сентябрь – август второго года):
- совместно с учителями предметниками разрабатываются способы введения метода интеллект-карт в учебный процесс при конспектировании и аннотировании учебного материала;
- проводятся пробные учебные занятия с применением метода интеллект-карт при конспектировании и аннотировании учебного материала, представленного в виде письменных текстов;
- проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов применять метод интеллект-карт при конспектировании и аннотировании письменных текстов;
- проводятся пробные учебные занятия с применением метода интеллект-карт при конспектировании и аннотировании учебного материала, представленного в виде устных текстов;
- проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов применять метод интеллект-карт при конспектировании и аннотировании устных текстов;
- исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на развитие информационной компетентности учащихся экспериментальных классов (выделение познавательной цели; поиск информации; формирование понятий и установление связей между ними; структурирование знаний; кодирование, перекодирование и моделирование; синтез, анализ; классификация, систематизация и обобщение);
- организуется рефлексия первых результатов эксперимента.
- организуется включение в эксперимент учителей-экспериментаторов «второй линии»;
- совместно с учителями-экспериментаторами разрабатывается модель интегрирования метода интеллект-карт в различные направления образовательного процесса;
На третьем этапе (сентябрь – август третьего года):
- организуется групповая деятельность учащихся экспериментальных классов на основе метода интеллект-карт;
- исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на развитие коммуникативной компетентности учащихся экспериментальных классов (общение и взаимодействие; учебное сотрудничество; умение дискутировать);
- на основе метода интеллект-карт в экспериментальных классах проводится рефлексия учебного процесса;
- исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на личностное развитие учеников экспериментальных классов (самопознание; самопонимание; саморегуляция; развитие креативности);
- развёртывается полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении;
- обсуждается возможность технологизации учебного процесса в образовательном учреждении на основе метода интеллект-карт;
- проводится обработка, анализ и обобщение полученных результатов;
- вырабатываются рекомендации по управлению работой учителей-предметников, основанной на методе интеллект-карт;
- вырабатываются рекомендации для системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Научное руководство экспериментом осуществляет:
Бершадская Е.А., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО, к.п.н.
Режим экспериментальной работы:
Ход и результаты эксперимента постоянно отслеживаются и анализируются. Для этого ежемесячно научный руководитель посещает (если эксперимент проводится в Москве) экспериментальную площадку, где знакомится с ходом эксперимента, организует анализ полученных данных и обсуждает изменения, которые необходимо ввести в учебный процесс (если это необходимо). В случае необходимости научный руководитель посещает учебные занятия в экспериментальных группах для обнаружения и анализа причин затруднений, возникающих в ходе эксперимента. Если эксперимент проводится в других городах РФ, то связь с научным руководителем поддерживается с той же периодичностью дистанционно.
Результаты и материалы, включая интеллектуальные продукты, полученные в ходе экспериментальной работы, являются совместной собственностью научного руководителя и коллектива школы. Любое некоммерческое их использование, в том числе распространение, каждым из участников эксперимента допускается только с согласия других участников. Коммерческое использование является предметом отдельного договора между АПК и ППРО и экспериментальной площадкой.