"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 14:13

Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Интеллект-карты в Санкт-Петербурге
01:37
Интеллект-карты в Санкт-Петербурге
В начале ноября Елена Александровна провела курсы повышения квалификации для учителей Санкт-Петербурга по применению метода интеллект-карт в образовании.



В теоретической части курса учителя познакомились с психологическими основаниями данного метода, теорией радиантного мышления, лежащей в его основе, законами построения инетеллект-карт, основными направлениями их применения в образовании.

Первая реакция слушателей была достаточно традиционной. Сегодня в арсенале учителя много приёмов и способов получения информации обратной связи о знаниях, умениях и навыках учеников. Казалось бы, что может дать ещё один метод, да ещё такой экзотический – метод интеллект-карт? Что это вообще такое? Вроде бы слова знакомые «интеллект» и «карты», а вместе – что это? Вот обычные вопросы, которые возникают у слушателей в первые моменты озвучивания темы курса, в них чувствуется неверие и скепсис. Однако приводимые аргументы быстро рассеивают первые ощущения, появляется заинтересованность, переходящая в явный интерес.

В самом деле, все учителя соглашаются с фактом, что механизмы восприятия, переработки и сохранения информации человеческим мозгом, которые участвуют в формировании информационной компетентности и определяют успешность этого процесса, скрыты от наблюдения, поэтому управление этими механизмами вызывает значительные трудности. Метод же интеллект-карт позволяет организовать наблюдение за процессами мышления учащихся, так как является отображением усвоенной информации на «языке мозга». По мере ознакомления учителей с содержанием курса, интеллект-картами учеников, прохождения традиционного и технологического тренинга уверенность в могуществе предлагаемого метода укрепляется.

На приведённом ниже рисунке изображена одна из ученических интеллект-карт, которая была предложена учителям для анализа.




Исследуя предложенную интеллект-карту личностного характера слушатели смогли определить степень самопознания ребёнка и выявить существующие у него проблемы, намерения, ожидания, страхи.

Интеллект-карты могут применяться для выявления полноты усвоения школьниками учебного содержания. В качества примера ниже изображена интеллект-карта, на которой школьник изобразил своё видение системы понятий, описывающих Первую мировую войну.




Анализ данной интеллект-карты позволил учителям предметникам оценить полноту усвоения содержания обозначенной темы, структуру сформированного знания, связь понятий.

С помощью интеллект-карт можно прослеживать процессы усвоения школьниками процедурной информации, связанной с усвоением общих и частных методов познания. На следующем рисунке представлена карта, на которой ученик изобразил сложный алгоритм применения правила сложения скоростей при решении задач по физике.
Анализ подобных карт позволяет обнаруживать причины затруднений школьников, возникающих при применении изучаемых ими методов.



Вторая часть курса была проведена в форме тренинга. Слушатели тренировались в изображении индивидуальных и групповых интеллект-карт. Степень увлечённости учителей этой работой можно оценить по приведённым ниже фотографиям.





Однако ещё больший интерес вызвала работа с программой ConceptDraw, позволяющей изображать интеллект-карты, используя богатые графические возможности этой программы. Приведу несколько примеров работ слушателей.
На первой интеллект-карте учителя попытались представить структуру содержательных целей изучения физической географии.



Аналогичную задачу решали и учителя литературы, изобразив интеллект-карту, посвящённую целям обучения литературному чтения.



Третья карта носит шутливый характер. Однако их составление очень полезно, так как активизирует воображение и позволяет познакомиться с большинством возможностей, предоставляемых программой ConceptDraw.



Просмотров: 9757 | Добавил: Mike | Рейтинг: 4.7/25
Всего комментариев: 1
1 Golaganang  
0
That's an apt aenswr to an interesting question

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz