"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 22:04

Главная » 2010 » Апрель » 10 » Конкурс имени А.С. Макаренко
23:53
Конкурс имени А.С. Макаренко
Неделя выдалась какая-то совершенно сумасшедшая.Всё началось в воскресенье, когда Алексей Михайлович Кушнир пригласил меня принять участие в очередном 8-м международном конкурсе им. А.С. Макаренко для обсуждения проблемы, связанной с определением понятия "образовательная технология". Планировалось проведение круглого стола по этой тематике, на котором должны были собраться специалисты в данной области. Сама проблема мне кажется достаточно важной и интересной, так как сейчас существуют более двухсот разных определений, т. е. практически каждый учёный считает нужным дать свою дефиницию. Это делает невозможным любое обсуждение проблемы, ввиду отсутствия общего предмета. В итоге у каждого педагога формируется весьма смутное интуитивное представление об образовательных технологиях, которое не имеет ничего общего с научным толкованием этого термина. Ничего общего с технологией не имеет и реальный учебный процесс, который реализуют эти педагоги. Любопытно, но при этом все уверены, что с внедрением современных инновационных образовательных технологий в нашей стране нет никаких проблем.

К сожалению, круглый стол не состоялся по причине отсутствия специалистов. Пришлось принимать  участие в заседании одной  из секций конкурса, что не представляло для меня никакого интереса. Алексей Михайлович выступил с весьма дельным вводным словом, в котором точно обрисовал сложившееся положением дел и дал своё определение образовательной технологии, выраженное через понятия "способ" и "оптимальность". Затем слово предоставили мне, и в течение получаса пришлось излагать своё видение проблемы и отвечать на многочисленные вопросы директоров школ, которые составляли большинство аудитории. Директора советской эпохи как обычно резко отрицательно реагировали на сам технологический подход, с ностальгией вспоминая старые добрые методики преподавания и, видимо, считая, что их применение гарантирует получение качественных результатов. Впрочем, в такой реакции нет ничего нового. Директора старой закалки с удовольствием ругают образовательные технологии, но в качестве примеров технологий обычно называют успешный опыт некоторых талантливых учителей, который технологией не является, так как его воспроизвести невозможно, либо перечисляют методические системы, концепции и идеи, описанные в известной книге Г.К. Селевко.

Но среди множества традиционных замечаний и вопросов прозвучала и оригинальная реплика-вопрос, которая мне очень не понравилась. Один из директоров поставил вопрос о социальной ответственности учёных-педагогов, изобретающих новые системы обучения и экспериментирующих на детях, и спросил о моём отношении к этой проблеме. Слова об экспериментах на детях тут же вызвали горячее негодование зала, обращённое на негодяев-учёных, осуществляющих чудовищные эксперименты на бедных детишках. Оказывается, что во всех бедах российского образования виновата именно наука. Вероятно, именно из-за такой реакции практиков педагогика более чем за четыреста лет своего существования так и не стала наукой, а в школах царит доисторическая классно-урочная система, отторгающая любые современные методы и технологии. Понятно, когда против науки выступают необразованные люди, но становится жутковато, если этот протест выражают не просто люди с высшим образованием, но те, кто должен обеспечить будущий интеллектуальный прогресс нации. Мракобесие среди интеллигенции представляет собой какой-то совершенно жуткий и фантастический феномен, наводящий очень грустные мысли о будущем нашей страны. Так недалеко и до костров из книг и учёных в лагерях.

И ни слова не прозвучало из уст директора о доблестном российском чиновнике, радеющем о нуждах образования. Именно ученые внедряют ЕГЭ, подушевое финансирование, РСОКО, собирают бессмысленную отчётность и устраивают бесконечные проверки, именно они платят нищенскую зарплату и ставят директора в положение, когда он не может содержать школу в порядке, не нарушив закон. И в поборах с родителей виноваты учёные, и в том, что многие учителя сами не могут решить заданий ЕГЭ ...
Грустно мне как-то стало после реплики и реакции зала.
О других новостях недели расскажу чуть позже.

Просмотров: 2798 | Добавил: Mike | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz