Неделя выдалась какая-то совершенно сумасшедшая.Всё
началось в воскресенье, когда Алексей
Михайлович Кушнир пригласил меня принять
участие в очередном 8-м
международном конкурсе им. А.С. Макаренко
для обсуждения проблемы, связанной с
определением понятия "образовательная
технология". Планировалось проведение
круглого стола по этой тематике, на
котором должны были собраться специалисты
в данной области. Сама проблема мне
кажется достаточно важной и интересной,
так как сейчас существуют более двухсот
разных определений, т. е. практически
каждый учёный считает нужным дать свою
дефиницию. Это делает невозможным любое
обсуждение проблемы, ввиду отсутствия
общего предмета. В итоге у каждого
педагога формируется весьма смутное
интуитивное представление об
образовательных технологиях, которое
не имеет ничего общего с научным
толкованием этого термина. Ничего общего
с технологией не имеет и реальный учебный
процесс, который реализуют эти педагоги.
Любопытно, но при этом все уверены, что
с внедрением современных инновационных
образовательных технологий в нашей
стране нет никаких проблем.
К
сожалению, круглый стол не состоялся
по причине отсутствия специалистов.
Пришлось принимать участие в заседании
одной из секций конкурса, что не
представляло для меня никакого интереса.
Алексей Михайлович выступил с весьма
дельным вводным словом, в котором точно
обрисовал сложившееся положением дел
и дал своё определение образовательной
технологии, выраженное через понятия
"способ" и "оптимальность".
Затем слово предоставили мне, и в течение
получаса пришлось излагать своё видение
проблемы и отвечать на многочисленные
вопросы директоров школ, которые
составляли большинство аудитории.
Директора советской эпохи как обычно
резко отрицательно реагировали на сам
технологический подход, с ностальгией
вспоминая старые добрые методики
преподавания и, видимо, считая, что их
применение гарантирует получение
качественных результатов. Впрочем, в
такой реакции нет ничего нового. Директора
старой закалки с удовольствием ругают
образовательные технологии, но в качестве
примеров технологий обычно называют
успешный опыт некоторых талантливых
учителей, который технологией не
является, так как его воспроизвести
невозможно, либо перечисляют методические
системы, концепции и идеи, описанные в
известной книге Г.К. Селевко.
Но
среди множества традиционных замечаний
и вопросов прозвучала и оригинальная
реплика-вопрос, которая мне очень не
понравилась. Один из директоров поставил
вопрос о социальной ответственности
учёных-педагогов, изобретающих новые
системы обучения и экспериментирующих
на детях, и спросил о моём отношении к
этой проблеме. Слова об экспериментах
на детях тут же вызвали горячее негодование
зала, обращённое на негодяев-учёных,
осуществляющих чудовищные эксперименты
на бедных детишках. Оказывается, что во
всех бедах российского образования
виновата именно наука. Вероятно, именно
из-за такой реакции практиков педагогика
более чем за четыреста лет своего
существования так и не стала наукой, а
в школах царит доисторическая
классно-урочная система, отторгающая
любые современные методы и технологии.
Понятно, когда против науки выступают
необразованные люди, но становится
жутковато, если этот протест выражают
не просто люди с высшим образованием,
но те, кто должен обеспечить будущий
интеллектуальный прогресс нации.
Мракобесие среди интеллигенции
представляет собой какой-то совершенно
жуткий и фантастический феномен,
наводящий очень грустные мысли о будущем
нашей страны. Так недалеко и до костров
из книг и учёных в лагерях.
И
ни слова не прозвучало из уст директора
о доблестном российском чиновнике,
радеющем о нуждах образования. Именно
ученые внедряют ЕГЭ, подушевое
финансирование, РСОКО, собирают
бессмысленную отчётность и устраивают
бесконечные проверки, именно они платят
нищенскую зарплату и ставят директора
в положение, когда он не может содержать
школу в порядке, не нарушив закон. И в
поборах с родителей виноваты учёные, и
в том, что многие учителя сами не могут
решить заданий ЕГЭ ... Грустно мне
как-то стало после реплики и реакции
зала. О других новостях недели расскажу
чуть позже.
|