В конце апреля мы провели масштабные курсы в городском округе Балашиха по теме "Образовательные технологии к стандарту нового поколения".В работе приняли участие 146 слушателей практически из всех организаций, связанных с образованием в Балашихе: руководители и сотрудники управления образованием, работники учебно-методического центра, директора и заместители директоров лицеев, гимназий и школ, учителя. Тематика курса непосредственно связана с решением проблемам, возникающих при внедрении стандарта второго поколения.
Он ставит перед школой новые цели, связанные с осознанием приоритетности личностного развития учащегося в процессе обучения, с формированием способностей к самостоятельному учению, развитием творческого и логического мышления, формированием умений обнаруживать и решать проблемы. Анализ, проведённый на нашей кафедре, показал, что для достижения всех целей стандарта второго поколения необходим комплекс образовательных технологий,базирующийся на новейших достижениях дидактики и педагогической психологии, адаптированный к психофизиологической динамике развития учащихся на различных ступенях обучения. Разработанный группой образовательной технологии на кафедре развития образования АПК и ППРО курс повышения квалификации знакомит работников образования с таким комплексом и позволяет приобрести необходимые знания и умения для его применения в практической деятельности. Слушатели, прошедшие обучение, познакомились с: - понятийным аппаратом современных образовательных технологий;
- технологией проектирования планируемых результатов обучения в соответствии с целями федерального государственного стандарта второго поколения;
- технологией разработки и применения заданий, обеспечивающих получение полной, объективной и своевременной информации о достигнутых образовательных результатах;
- технологией развития творческого мышления и формирования умений решать проблемы на основе инструментов ТРИЗ;
- технологией образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС);
- методом интеллект-карт для развития личностных, познавательных и коммуникативных УУД, систематизации и структурирования информации на основе визуализации мыслительных процессов;
- методом карт понятий для развития познавательных и коммуникативных УУД, логического мышления и формирования системы научных знаний на основе визуализации связей между понятиями;
- программным обеспечением для построения интеллект-карт и карт понятий.
Курс повышения квалификации состоял из очной и заочной части. Очная часть включала лекционные занятия и большое число тренингов и практических занятий, позволивших слушателям научиться применять элементы изученных технологий при проектировании образовательного процесса. В ходе заочной части слушатели самостоятельно выполняли ряд заданий, работа над которыми помогала более глубоко разобраться в дидактических инструментах каждой технологии и особенностях проектирования учебного процесса. Проверка работ слушателей показала, что большинство из них отнеслись к выполнению заданий серьёзно и ответственно.
Особый интерес у слушателей вызвала работа над заданиями по применению метода интеллект-карт. Ниже представлены несколько интеллект-карт, на которых слушатели должны были изобразить своеобразный автопортрет - представить образ современного учителя. Интерес вызывает сравнение интеллект-карт, позволяющее обнаружить существенные различия в глубине представлений о сущности своей профессии. Не слишком весёлые ассоциации вызывает и упоминание о бюрократии в третьей из представленных карт.
Слушатели могли выбрать разные темы при построении интеллект-карт. На нас очень глубокое впечатление произвела работа группы учителей химии, представленная на следующем рисунке.
Последнее задание слушатели выполняли по методу карт понятий. Оно носило обобщающий характер - было необходимо представить изученные на курсах образовательные технологии в виде карты понятий, отобразив на ней все существенные особенности каждой технологии. Задание вызвало значительные сложности. Тем с большим удовольствием мы представляем очень хорошую работу одной из групп педагогов.
|