Учебный год начался с поездки в Приморье, в город Спасск-Дальний, где я провел курсы по образовательным технологиям современной школы. В небольшом дальневосточном городе собралось больше слушателей, чем обычно собирается в Москве. Радует, что кого-то в нашей стране интересуют реальные способы повышения качества образования, а не игры в построение образовательных монстров. Народ собрался заинтересованный, поэтому работалось с удовольствием.
Курс состоял из трёх частей. Первая была посвящена общему обзору технологического подхода в образовании. Как и всегда, большой интерес у слушателей вызвало описание психологических теорий, лежащих в основе тех направлений, в которых развиваются образовательные технологии.
Была достаточно подробно описана классификация технологий и приведены примеры наиболее ярких представителей каждого из основных направлений.
Специальное внимание было уделено изложению идей когнитивной психологии, искусственного интеллекта, инженерии знаний и психолингвистики, на которых базируются когнитивные образовательные технологии.
Во второй части курса были затронуты некоторые проблемы проектирования системы оценивания. Особое внимание было уделено проектированию планируемых результатов обучения. Практика показывает, что учителя по-прежнему формулируют цели уроков в настолько общей форме (развивать мышление, память, формировать умения работать с информацией, воспитывать культуру и т. д.), что проверить их достижение не представляется возможным.
В третьей части были достаточно подробно описаны две технологии, которые, на мой взгляд, позволяют существенно и быстро повысить качество образования – методы интеллект-карт и карт понятий.
Во второй половине дня встречался с учителями-экспериментаторами, работающими над апробацией когнитивной технологии. Ответил на некоторые вопросы, поучаствовал в коллективном анализе одного из уроков по материалам видеозаписи.
|