"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.07.2024, 10:57

Главная » 2010 » Апрель » 11 » Лекции, лекции, лекции ...
19:29
Лекции, лекции, лекции ...
Три дня подряд, начиная с четверга, читал лекции в Академии. Аспирантов познакомил с двумя фундаментальными психологическими направлениями - бихевиоризмом и гуманистической психологией, - лежащими в основе проектирования образовательных технологий. В ходе лекции выяснилось, что аспиранты имеют весьма смутное представление об образовательных технологиях, поэтому пришлось сначала поговорить о кибернетических основаниях управляемого образовательного процесса, о структуре технологии и критериях отбора адекватных моделей обучения, из которых и вытекает необходимость обращения к психологическим теориям. Затем была кратко описана теория оперантного обусловливания Скиннера, из которой следует возможность управления поведением человека и его целенаправленного формирования. Логическим следствием теории Скиннера является программированное обучение, которое наиболее последовательно реализует идеологию технологий алгоритмического типа.  Третий фрагмент лекции был связан с изложением взглядов Маслоу и Роджерса на природу человека, с достаточно подробным описанием феноменологической теории Роджерса и принципов его клиент-центрированной психотерапии. Тот факт, что идеи личностно центрированного образования базируются на принципах психотерапии, для аспирантов оказался полной неожиданностью. Впрочем, это обычная реакция слушателей. Редко кому приходит в голову, что личностно центрированное образование выросло из опыта работы с психически нездоровыми людьми.

В пятницу весь день читал лекцию для заместителей директоров школ по проблеме когнитивного мониторинга. Присутствовали более 30 слушателей, народ собрался достаточно квалифицированный и заинтересованный. Лекция состояла из нескольких частей. В первой части я изложил своё понимание комплекса проблем, связанных с построением системы мониторинга в отдельном общеобразовательном учреждении. Эта проблема кажется мне весьма актуальной, так как очень часто приходиться сталкиваться с очень упрощёнными представлениями о мониторинге и непониманием всего комплекса проблем, которые нужно решить при его создании и внедрении. Вторая часть лекции была посвящена анализу тенденций развития современного общества, связанных с его информатизацией и превращением в когнитивное общество. Отсюда вытекает принципиальное изменение целей образования, среди которых на первое место выдвигаются цели формирования информационной компетентности учащихся и их когнитивное развитие. Для управления процессом их достижения и необходим когнитивный мониторинг. Третью часть приходится посвящать изложению основных положений когнитивной психологии, так как подавляющее большинство наших российских слушателей не знакомы с этим направлением современной психологии. В заключительной части лекции были описаны основные методики, которые используются для диагностики уровня когнитивного развития учащихся, а также возможные управленческие решения, которые необходимо следуют из результатов этой диагностики.

Лекция прошла очень живо и эмоционально, слушатели задавали большое число вопросов. Мы расстались очень довольными друг другом.


В субботу читал лекцию учителям физики по проблеме когнитивного развития учащихся в процессе обучения. В некоторых аспектах эта тема в чём-то близка предыдущей лекции, поэтому некоторые фрагменты повторялись. Разумеется, пришлось описывать основные положения когнитивной психологии, из которых и следует технология когнитивного развития учащихся. О диагностике уровня когнитивного развития я рассказал очень кратко, основное внимание было уделено описанию тех обучающих процедур, которые связаны с формированием адекватных семантических сетей. Во-первых, я познакомил учителей с четырнадцатью видами заданий, обеспечивающих глубокую логическую переработку информации, которые предназначены для организации деятельности по усвоению научных понятий, их существенных признаков и связей между ними. Задания вызвали очень большой интерес, но энтузиазм слушателей несколько угас, когда они поняли, что эти задания нужно разрабатывать самостоятельно.

Во-вторых, я достаточно подробно описал методы интеллект-карт и карт понятий, включая изложение психологических вопросов, на которых они базируются. Эта часть лекции сопровождалась демонстрацией и анализом большого числа ученических работ, благо по физике у меня их накопилось очень много. Я постарался подобрать работы, демонстрирующие возможности этих методов на различных этапах изучения какой-либо темы.

Как и всегда, интеллект-карты и карты понятий вызвали живейший интерес слушателей, но субботний день дал о себе знать. Во второй половине дня все очень устали, поэтому общее впечатление от лекции оказалось несколько смазанным.

                    


Просмотров: 2807 | Добавил: Mike | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz