Три дня подряд, начиная с четверга, читал лекции в Академии. Аспирантов познакомил с
двумя фундаментальными психологическими направлениями -
бихевиоризмом и гуманистической психологией, - лежащими
в основе проектирования образовательных технологий. В ходе лекции выяснилось,
что аспиранты имеют весьма смутное представление об образовательных
технологиях, поэтому пришлось сначала поговорить о кибернетических основаниях
управляемого образовательного процесса, о структуре технологии и критериях
отбора адекватных моделей обучения, из которых и вытекает необходимость
обращения к психологическим теориям. Затем была кратко описана теория
оперантного обусловливания Скиннера, из которой следует возможность управления поведением
человека и его целенаправленного формирования. Логическим следствием теории
Скиннера является программированное обучение, которое наиболее последовательно реализует идеологию технологий алгоритмического типа. Третий фрагмент лекции был связан с изложением взглядов Маслоу и Роджерса на природу человека, с достаточно подробным описанием
феноменологической теории Роджерса и принципов его клиент-центрированной
психотерапии. Тот факт, что идеи личностно центрированного образования базируются
на принципах психотерапии, для аспирантов оказался полной неожиданностью.
Впрочем, это обычная реакция слушателей. Редко кому приходит в голову, что
личностно центрированное образование выросло из опыта работы с психически
нездоровыми людьми.
В пятницу весь день читал лекцию
для заместителей директоров школ по проблеме когнитивного мониторинга.
Присутствовали более 30 слушателей, народ собрался достаточно квалифицированный
и заинтересованный. Лекция состояла из нескольких частей. В первой части я
изложил своё понимание комплекса проблем, связанных с построением системы мониторинга
в отдельном общеобразовательном учреждении. Эта проблема кажется мне
весьма актуальной, так как очень часто приходиться сталкиваться с очень
упрощёнными представлениями о мониторинге и непониманием всего комплекса
проблем, которые нужно решить при его создании и внедрении. Вторая часть лекции
была посвящена анализу тенденций развития современного общества, связанных с
его информатизацией и превращением в когнитивное общество. Отсюда вытекает
принципиальное изменение целей образования, среди которых на первое место
выдвигаются цели формирования информационной компетентности учащихся и их
когнитивное развитие. Для управления процессом их достижения и необходим
когнитивный мониторинг. Третью часть приходится посвящать изложению основных положений
когнитивной психологии, так как подавляющее большинство наших российских
слушателей не знакомы с этим направлением современной психологии. В заключительной
части лекции были описаны основные методики, которые используются для
диагностики уровня когнитивного развития учащихся, а также возможные
управленческие решения, которые необходимо следуют из результатов этой диагностики.
Лекция прошла очень живо и
эмоционально, слушатели задавали большое число вопросов. Мы расстались очень
довольными друг другом.
В субботу читал лекцию
учителям физики по проблеме когнитивного развития учащихся в процессе обучения.
В некоторых аспектах эта тема в чём-то близка предыдущей лекции, поэтому
некоторые фрагменты повторялись. Разумеется, пришлось описывать основные
положения когнитивной психологии, из которых и следует технология когнитивного
развития учащихся. О диагностике уровня когнитивного развития я рассказал очень
кратко, основное внимание было уделено описанию тех обучающих процедур, которые
связаны с формированием адекватных семантических сетей. Во-первых, я познакомил
учителей с четырнадцатью видами заданий, обеспечивающих глубокую логическую
переработку информации, которые предназначены для организации деятельности по
усвоению научных понятий, их существенных признаков и связей между ними.
Задания вызвали очень большой интерес, но энтузиазм слушателей несколько угас,
когда они поняли, что эти задания нужно разрабатывать самостоятельно.
Во-вторых, я достаточно подробно описал методы интеллект-карт и карт понятий,
включая изложение психологических вопросов, на которых они базируются. Эта часть
лекции сопровождалась демонстрацией и анализом большого числа ученических работ,
благо по физике у меня их накопилось очень много. Я постарался подобрать
работы, демонстрирующие возможности этих методов на различных этапах изучения
какой-либо темы.
Как и всегда, интеллект-карты и карты понятий вызвали живейший интерес слушателей, но субботний день дал о себе знать. Во второй половине дня все очень устали, поэтому общее впечатление от лекции оказалось несколько смазанным.