Первого ноября в Перми провёл четыре мастер-класса по теме "Карты понятий как средство формирования индивидуальной базы знаний учащихся". Занятие состояло из трёх основных частей. Сначала я кратко познакомил слушателей с некоторыми положениями концепции семантических сетей. Как и всегда большой интерес вызвали опыты А.Р. Лурии по исследованию взаимосвязи понятий в долговременной памяти человека и доказательству зависимости интеллектуального развития детей от объёма и упорядоченности структуры сформированных у них сетей понятий. Этот вывод имеет прямое отношение к школьной практике, так как заставляет рассматривать формирование у школьников семантических сетей, адекватных закономерностям окружающего мира, как одну из основных целей образования. Однако непосредственно в традиционном учебном процессе семантические сети не обнаруживаются, поэтому для их визуализации и управления процессом их формирования нужны специальные дидактические средства. Исследования показали, что наиболее эффективным средством является программа IHMC CMap Tools, позволяющая наблюдать за процессом построения школьниками семантических сетей в виде так называемых карт понятий и управлять этим процессом. Практика применения метода карт понятий показала, что сети учащихся содержат многочисленные дефекты, связанные с отсутствием необходимых понятий в узлах семантической сети или недопустимой их заменой понятиями, принадлежащими другим семантическим полям; искажением или отсутствием связей между понятиями; неполнотой системы существенных признаков понятий. Вторая часть мастер-класса была посвящена технологическому тренингу, в ходе которого слушатели знакомились с основными техническими приёмами работы с программой IHMC CMap Tools. В результате прохождения тренинга слушатели должны были выполнить задания и построить картинку, изображённую на приведённом ниже рисунке.
Полностью возможности программы IHMC Cmap Tools как средства формирования индивидуальной базы знаний учащихся раскрываются только при использовании системы гиперссылок, позволяющих добавлять к карте присоединённые объекты в виде текстовых, графических, звуковых и видео файлов, презентаций и web-страниц. Поэтому во второй части технологического тренинга слушатели упражнялись в создании комплекса ссылок на объекты различного вида. Перечень заданий и результат выполнения одного из них изображён на следующем рисунке. К понятию "семантическая сеть" присоединён графический файл, содержащий рисунок классификации когнитивных схем.
Третья часть мастер-класса была посвящена содержательному тренингу. Он состоял из четырёх частей:
1) работы со связями между понятиями; 2) представлением определением понятий в виде карты; 3) составлением карты заданного комплекса понятий; 4) составлением карты фрагмента вербального текста.
При работе над первой частью тренинга слушатели сначала знакомились с комплексом основных видов связей, используемых при построении семантических сетей. Он изображён на приведённом ниже рисунке.
Затем слушатели выполняли в программе IHMC Cmap Tools задание, связанное с заполнением элементарных ячеек сети связями между парами дидактических понятий. Фрагмент этого задания приведён на следующем рисунке.
К каждому вставленному глаголу нужно было добавить примечание с указанием вида связи между данными понятиями. Большой интерес вызвала работа над вторым заданием содержательного тренинга, в ходе которого слушателям был представлен образец перекодирования определения понятия из вербальной в форму карты понятий (см. рис). Пользуясь этим образцом, нужно было представить в форме карты понятий определение педагогики, заданное в вербальной форме.
Третья часть содержательного тренинга была посвящена составлению карты заданного комплекса понятий. Слушателям был предложено некоторое множество понятий, относящихся к деревьям. Нужно было построить классификацию этих понятий. Кроме этого, нужно было выбрать один из объектов, собрать о нём информацию в Интернете и добавить её к карте, используя присоединённые объекты.
В четвёртой части содержательного тренинга слушатели изучали вербальный текст, содержащий описание уроков различных типов. Нужно было выделить основные понятия текста и составить из них систему вложенных карт понятий, каждая из которых посвящена урокам одного вида.
Программа мастер-класса была очень насыщена, поэтому некоторые задания были выполнены участниками только частично. Однако в целом результатами работы я доволен. Разумеется, говорить о том, что все слушатели проявили неподдельный интерес к работе, было бы преувеличением, тем не менее многие из учителей прямо по ходу мастер-класса начинали набрасывать некоторые конкретные проекты применения метода карт понятий в своей практической работе. Это не могло не радовать. Не могу не сказать и несколько лестных слов в адрес организаторов мастер-классов - сотрудников Пермского краевого ИПКРО, которые создали прекрасные условия для работы.