Наконец-то вышел сборник материалов научно-практической конференции, состоявшейся в Новокузнецке ещё в 2010 г. Конференция была посвящена современным образовательным технологиям. Елена Александровна и я приняли достаточно деятельное участие в её работе. Елена Александровна выступила с докладом на секции, посвящённой методу интеллект-карт, и руководила её работой. Я выступил с двумя докладами на пленарном заседании и на секции по методу карт понятий. По результатам выступлений мы подготовили три статьи, которые и были опубликованы в вышедшем сборнике. Елена Александровна подробно описала последовательность процедур по введению метода интеллект-карт в учебный процесс на трёх ступенях обучения. В статье приведено большое число примеров ученических работ, подробно описаны критерии анализа и оценивания карт, нарисованных учащимися. Показано, что наиболее важным этапом в работе над построением интеллект-карты является стадия выделения существенных признаков объекта и их наиболее вероятных значений. На рисунке показана интеллект-карта по понятию "карандаш", которая составляется на уроке в начальной школе при обсуждении с детьми существенных признаков этого понятия. В статье "Проблемы технологического подхода" я описал своё видение тех трудностей, с которыми сталкивается внедрение технологического подхода в нашей стране. Если судить по педагогической риторике, то российское образование уже давно и успешно перешло на технологические рельсы. Привело ли это к наблюдаемому и устойчивому повышению качества школьного образования, которое должно было последовать за повсеместным применением технологий, так как они гарантируют достижение заявленных результатов и их многократную воспроизводимость? Нет, ничего подобного не произошло. Риторика так и осталась словесной эквилибристикой на технологическую тему, не превратившись в реальное средство улучшения качества учебного процесса. Технологический подход в российском образовании заболтали, и он полностью дискредитировал себя. Почему? В статье сделана попытка ответить на этот вопрос. Во второй статье сборника я кратко описал научные основания метода карт понятий и постарался показать, что он может являться эффективным методом обучения, способным обеспечить достижение целей современного образования. Метод карт понятий исключает бездумное механическое заучивание материала учащимися. Можно утверждать, что, если ученик самостоятельно составил карту понятий по какому-либо фрагменту содержания, то он понял изученный материал, так как все его элементы оказались соединены в единую сеть понятий с точно определёнными связями между ними. При этом работа по составлению карты понятий представляет сложную интеллектуальную деятельность, предполагающую многократную логическую переработку информации, что является необходимым условием формирования адекватных объективной реальности когнитивных схем, сохраняющихся в долговременной памяти на многие годы. В качестве примера на рисунке представлено задание по ботанике для учащихся 6-х классов. В нём с помощью программы IHMC CMapTools изображён начальный фрагмент карты классификации растений. Учащиеся должны дополнить эту карту, используя различные источники информации.
|