28 сентября состоялся второй в этом учебном году семинар по когнитивной технологии обучения, в котором принимали участие учителя из центра образования "Соколиная гора". На первой встрече неделю назад мы говорили об общих идеях, на которых базируется когнитивная технология, а затем уже более подробно обсудили способ представления планируемых результатов обучения. В когнитивной технологии он основывается на концепции Тейлора, центральная идея которой состоит в представлении целей на языке наблюдаемых действий учащихся. Такой подход делает бессмысленной большую часть традиционных целей, которые учителя привыкли писать в конспектах уроков. Они содержат настолько общие утверждения, что в достижении таких целей невозможно убедиться с помощью объективных средств диагностики. Разумеется, можно поставить цель развития мышления учащихся, но проверить достижение этой цели спустя 45 минут урока вряд ли получится. Столь же неопределёнными выглядят и цели ознакомления учащихся с чем-либо или изучения какого-либо объекта, научения школьников решению задач или проведению наблюдений и экспериментов. На первом занятии я познакомил учителей с примерами постановки диагностичных целей урока и предложил попробовать самостоятельно сформулировать такие цели для какого-либо урока. На втором занятии учителя представляли результаты этой работы своим коллегам, и мы вместе анализировали представленные разработки, проверяя их на соответствие критерию диагностичности. Состоялся живой и очень интересный обмен мнениями, который позволил коллегам лучше понять идею диагностичности целей и увидеть допущенные ошибки. К следующему семинару учителя попробуют представить уточнённый и более детально проработанный вариант планируемых результатов обучения. После его обсуждения я надеюсь перейти к изучению входной диагностики урока.