"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 20:50

Главная » 2011 » Январь » 2 » Ударный финиш года
17:17
Ударный финиш года

Конец уходящего 2010 года был для нас очень насыщенным. В середине ноября Елена Александровна провела успешные курсы по методу интеллект-карт в Калининграде. Последний день работы был посвящён занятиям с учителями начальных классов по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников. Это новая и очень интересная тема, которую Елена Александровна разрабатывает в центре образования "Соколиная гора". Уже первые эксперименты показали, что ученики начальных классов практически не умеют планировать и проводить наблюдение и описывать его результаты хоть в сколько-нибудь систематизированной форме, поэтому этой деятельности нужно целенаправленно учить. Елена Александровна поделилась своим опытом организации фронтальных лабораторных работ, посвящённых формированию умений описывать наблюдаемые свойства материальных тел. Некоторое представление о сложности проблемы формирования исследовательских умений у учащихся посетитель сайта может получить, взглянув на приведённый ниже рисунок интеллект-карты, на котором изображен далеко не полный (иначе на рисунке ничего нельзя будет прочитать) перечень сведений, которые ученик должен научиться самостоятельно получать в процессе исследования материальных объектов. Разумеется, у учащихся начальных классов нужно сформировать умения описывать только внешние признаки объекта.


Затем в конце ноября мы вместе отправились в Новокузнецк. Я продолжил работу с завучами и директорами школ по проблеме организации внутришкольного мониторинга. На этот раз были рассмотрены два аспекта - рейтинг учителей как один из инструментов управления качеством образования и использование методов математической статистики для обработки данных сравнительного и динамического мониторингов. Второй вопрос вызвал живейший интерес слушателей. Традиционно методы математической статистики пугают работников школы, не имеющих математического образования, и кажутся им невообразимо сложными. Однако мне удалось убедить коллег, что целый ряд практических задач, связанных со сравнением данных, описывающих как некоторые свойства учащихся, так и результаты учебного процесса, могут быть обработаны с помощью достаточно простых статистических критериев (Розенбаума, Манна-Уитни, Вилкоксона). Сложнее обстояло дело с критерием хи-квадрат и угловым преобразованием Фишера. Однако я показал примеры расчёта эмпирических значений этих критериев в Microsoft Excel с пошаговой демонтстрацией всех операций. Судя по воодушевленному настрою коллег, они поняли, что эти вычисления им вполне по силам. На будущее нужно учесть, что в курсе по этой теме необходим самостоятельный практикум слушателей по решению практических задач корректной обработки данных внутришкольного мониторинга. В последний день работы я провел краткие курсы по ознакомлению учителей физики с методом карт понятий и его применением на уроках. Большой интерес у слушателей вызвал анализ карт понятий, разработанных учащимися при систематизации информации по такой обширной теме школьного курса физики, как электростатика.

Елена Александровна в Новокузнецке работала с двумя группами слушателей. Первая группа уже прослушала в прошлом году курс по методу интеллект-карт, поэтому занятия в основном носили уточняющий и корректирующий характер. Вторую группу составляли учителя начальных классов, которые знакомились с методом интеллект-карт впервые. У Елены Александровны уже накоплен обширный эмпирический материал, связанный как с введением данного метода в учебный процесс начальной школы, так и с его применением на различных уроках. По прошествии нескольких лет эксперимента сейчас уже можно говорить о том, что ей удалось построить оригинальную технологию применения метода-интеллект-карт на уроках литературного чтения и изучения окружающего мира. Эта технология и была предметом изучения на этих курсах. Детские работы, которые наглядно отражают малейшие нюансы понимания учениками литературного произведения и объектов и взаимосвязей окружающего мира, произвели сильное впечатление на слушателей. На фотографии приведён пример интеллект-карты, нарисованной школьниками после чтения романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера".


Мы надеемся, что после этих курсов число учителей, применяющих метод интеллект-карт в своей работе, значительно увеличится.

Кроме курсов мы приняли активное участие в проходящей в Новокузнецке научно-практической конференции, посвящённой современным образовательным технологиям. Елена Александровна руководила работой секции, на которой рассматривалось применение метода интеллект-карт. На секции была развёрнута интереснейшая выставка ученических работ. Состоялась очень интересная и живая дискуссия, в которой своим опытом применения этого метода делились коллеги, применявшие его в течение прошлого учебного года. С интересными докладами выступили учителя гимназии 62, которая уже год под руководством Елены Александровны работает как экспериментальная площадка кафедры. Некоторое представление о работе этой секции можно получить, просмотрев видеофрагменты.




Я выступил с основным докладом на пленарном заседании. Он был посвящён проблемам технологического подхода в отечественном образовании. Я считаю, что он практически полностью дискредитировал себя и повторил печальную судьбу многих блестящих педагогических инноваций. Его попросту заболтали. Мой доклад и был посвящён обоснованию этого тезиса. Во второй половине дня я вместе с Верой Владимировной Ефимовой, которая блестяще организовала всю конференцию, руководил работой секции, на которой были рассмотрены различные аспекты проблемы формирования информационной компетентности педагогов. Я выступил с достаточно большим сообщением о методе карт понятий и его применении для формирования индивидуальной базы знаний учащихся. Любопытно, что к концу работы секции преподаватели гимназии, на базе которой проводилась конференция, уже установили программу IHMC Cmap Tools для построения карт понятий, и мы обсудили некоторые возможные направления её применения в учебном процессе.

В середине декабря я отправился в Калининград для проведения курса повышения квалификации по проблеме формирования информационной компетентности учащихся. Это мой новый курс, возникший под давлением реалий жизни в современном информационном обществе. Жизнь человека всё больше начинает зависеть от его умения в огромном потоке информации обнаруживать, оценивать и использовать те сведения, которые позволят ему выбрать адекватный способ поведения, позволяющий достичь поставленных целей. Опыт многолетнего применения когнитивной технологии показал, что именно распознавание и понимание релевантной информации является наиболее сложным звеном в информационном обмене человека с окружающим миром. Об этом же свидетельствуют и результаты международного исследования PISA2009, которые показали, что более четверти наших подростков находятся на низших уровнях читательской грамотности, обрекающих их на жизнь в наиболее низких социальных слоях общества. Курс в Калининграде был комбинированным. Его вторая часть была посвящена методу карт понятий как средству формирования информационной компетентности. В конце курса был проведён однодневный тренинг, однако практика показала, что его необходимо существенно расширять.

Последний вояж этого года я совершил в Новочеркасск. Там на базе центра повышения квалификации Южно-российского государственного технического университета я провел однодневный курс по методу карт понятий. В первой половине дня была прочитана лекция о теоретических основах этого метода (элементы когнитивной психологии, искусственный интеллект и инженерия знаний), во второй половине был проведён небольшой тренинг по ознакомлению слушателей с основными возможностями программы IHMC Cmap Tools. Атмосфера в университете мне очень понравилась. Заинтересованная и профессиональная аудитория, организация web-трансляции лекции, подготовленный компьютерный класс для тренинга с установленным программным обеспечением. Надеюсь, что некоторые из коллег начнут применять карты понятий при обучении студентов.

Вот таким выдалось окончание года. Поздравляю всех посетителей сайта с Новым Годом!

Просмотров: 3520 | Добавил: Mike | Рейтинг: 4.8/8
Всего комментариев: 2
2 Bunny  
0
Well I guess I don't have to spend the weekend fgiurnig this one out!

1 neess  
0
SoalA

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz