Слушатели собрались очень заинтересованные, причём не только из Чебоксар, но и из соседних с Чувашией областей и республик. У меня сложились очень хорошие впечатления и от общения со слушателями, и от содержательных бесед с организаторами курсов. Диагностика результатов, проведённая методом семантического дифференциала на основе семибалльной оценочной шкалы, показала, что слушатели высокого оценили качество курсов.
Следующая командировка привела меня в Ханты-Мансийск. На этот раз востребованным оказался курс «Комплекс образовательных технологий к стандарту второго поколения». В рамках этого курса я рассматриваю классификацию технологий, связанную с достижением целей нового стандарта (см. рисунок).
Слева представлены технологии, обеспечивающие личностное развитие учащихся. Для них задачи формирования системы научных знаний, научного мышления и познавательных универсальных учебных действий являются побочными, они решаются случайным образом и только для учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития. Справа названы технологии, предназначенные для усвоения научного содержания обучения. Они обеспечивают достижение содержательных целей стандарта, но игнорируют задачи личностного развития. В центре рисунка выделен новый тип образовательных технологий – когнитивные технологии, построенные на основе новейших достижений когнитивной психологий и работ в области искусственного интеллекта. Для этих технологий приоритетной целью является формирование информационной компетентности учащихся, необходимой для успешной адаптации к жизни в современном обществе, основанном на знаниях. Классификация этих технологий изображена на следующем рисунке.
Среди технологий этого типа в курсе повышения квалификации я уделяю основное внимание фреймовой модели представления знаний и трём технологиям: когнитивной технологии обучения, методу интеллект-карт и методу карт понятий. В ходе курсов были проведены несколько тренингов, в ходе которых слушатели разрабатывали отдельные технологические модели учебного процесса.
Особый интерес у слушателей (как и обычно) вызвал метод интеллект-карт.
Очень понравился город – чистый, ухоженный, застроенный оригинальными зданиями. Ниже представлены фотографии нескольких городских пейзажей. На последнем снимке изображена одна из местных школ.
Последняя командировка состоялась в Калугу. В одной из городских гимназий открылась моя экспериментальная площадка по когнитивной технологии обучения, поэтому нужно было провести установочный курс для учителей, которые будут участвовать во внедрении данной технологии.