"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.12.2024, 08:13

Главная » 2009 » Ноябрь » 10 » Курсы в Санкт-Петербурге
23:38
Курсы в Санкт-Петербурге

С 1 по 6 ноября мы с супругой провели два параллельных курса повышения квалификации для учителей Санкт-Петербурга. Елена Александровна прочитала курс по применению метода интеллект-карт в образовании. Я познакомил слушателей с теоретическим курсом по когнитивной образовательной технологии, на котором присутствовали 40 учителей из разных школ Санкт-Петербурга. Единственный мужчина – учитель истории – ещё раз подтвердил печальную статистику, утверждающую, что обучение детей является исключительно женской прерогативой.

Как всегда наибольший интерес у слушателей вызвали различные методики исследования интеллектуального развития учащихся. Тест структуры интеллекта Амтхауэра, являющийся одной из основных диагностических методик когнитивной технологии, учителя опробовали на себе, включая не только тестирование, но и обработку, а также интерпретацию результатов. На представленных ниже двух фотографиях можно заметить, что к самой процедуре тестирования они отнеслись весьма серьёзно.





А вот интерпретация данных развеселила некоторых слушателей, что хорошо видно на следующем фото.



Такая реакция является достаточно редкой. Обычно взрослые люди бывают не слишком довольны результатами интеллектуального тестирования.

Заинтересовались слушатели и применением метода интеллект-карт, который используется в когнитивной технологии на этапе входного мониторинга для диагностики сформированности понятийных сетей у учащихся, позволяя обнаружить известные учащимся признаки изучаемых понятий и связи между ними. Анализ образцов работ школьников убедил учителей в том, что карты позволяют получить разнообразную и иногда весьма неожиданную информацию об особенностях мышления каждого ребёнка. В детали метода я не погружался, так как в когнитивной технологии он играет лишь вспомогательную роль. Детальное же изучение этого метода требует значительного времени, для этого предназначен специальный курс, посвященный интеллект-картам, который читает моя супруга.

Пожалуй, ещё больший интерес (особенно у учителей математики и естественнонаучных дисциплин) вызвали возможности, которые предоставляет метод карт понятий. Программа CmapTools позволяет визуализировать процессы присвоения каждым школьником новой информации. С её помощью можно организовать самостоятельную познавательную деятельность как отдельных учащихся, так и их групп таким образом, что в результате происходит формирование индивидуальных когнитивных схем, адекватных объективным связям окружающего мира. Возможность построения многослойных карт и присоединения любых мультимедийных объектов позволяет организовать поисковую деятельность учащихся в Интернете, обеспечивая более разностороннее, глубокое и точное описание объекта изучения, систематическое повторение, систематизацию и обобщение информации. От открывающихся перспектив у многих учителей загорелись глаза. Демонстрация некоторых экспертных карт по биологии и физике сопровождалась бурной дискуссией, в ходе которой учителя выдвинули несколько оригинальных идей о возможном применении карт на различных этапах учебного процесса.

Необходимость применения групповых форм работы учащихся на всех этапах учебного процесса, организуемой с помощью системы специальных дидактических средств, сконструированных на основе данных когнитивного мониторинга, была воспринята с пониманием, но без особого воодушевления. Результат вполне ожидаемый, так как подготовка к таким урокам является весьма трудоёмким процессом.

В целом от курсов у меня остались достаточно позитивные впечатления. Примерно треть слушателей были искренне заинтересованы услышанным и увиденным, поэтому я надеюсь на то, что они будут пытаться использовать некоторые элементы когнитивной технологии в своей работе, и моё сотрудничество с ними продолжится. Примерно половина учителей занималась добросовестным аннотированием лекций, не проявляя видимого интереса к их содержанию. Однако такое поведение свойственно и вдумчивым людям, которые не спешат высказать своё мнение о каких-либо инновациях, предпочитая сначала хорошенько обдумать услышанное и попробовать применить что-либо в собственной практике. Разместившиеся на галёрке вели себя как обычно. Искренне надеюсь, что они давно разрешили все проблемы интеллектуального развития школьников в процессе обучения.

Выражаем искреннюю признательность ректору Института развития образования "Смена" Кувшиновой Светлане Александровне  и декану ИРО Трофимчук Галине Александровне за столь необходимую работу по просвещению учителей и прекрасную организацию курсов.

Впечатления Елены Александровны о её курсе по методу интеллект-карт размещу чуть позднее.

Просмотров: 2974 | Добавил: Mike | Рейтинг: 4.6/17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz