С 1 по 6
ноября мы с супругой провели два параллельных курса повышения квалификации для
учителей Санкт-Петербурга. Елена Александровна прочитала курс по применению
метода интеллект-карт в образовании. Я познакомил слушателей с теоретическим
курсом по когнитивной образовательной технологии, на котором присутствовали 40
учителей из разных школ Санкт-Петербурга. Единственный мужчина – учитель
истории – ещё раз подтвердил печальную статистику, утверждающую, что обучение
детей является исключительно женской прерогативой.
Как всегда
наибольший интерес у слушателей вызвали различные методики исследования
интеллектуального развития учащихся. Тест структуры интеллекта Амтхауэра,
являющийся одной из основных диагностических методик когнитивной технологии,
учителя опробовали на себе, включая не только тестирование, но и обработку, а
также интерпретацию результатов. На представленных
ниже двух фотографиях можно заметить, что к самой процедуре тестирования они
отнеслись весьма серьёзно.
А вот интерпретация данных развеселила некоторых слушателей, что хорошо видно на следующем фото.
Такая реакция является достаточно редкой.
Обычно взрослые люди бывают не слишком довольны результатами интеллектуального
тестирования.
Заинтересовались
слушатели и применением метода интеллект-карт, который используется в
когнитивной технологии на этапе входного мониторинга для диагностики сформированности понятийных
сетей у учащихся, позволяя обнаружить известные учащимся признаки изучаемых
понятий и связи между ними. Анализ образцов работ школьников убедил учителей в
том, что карты позволяют получить разнообразную и иногда весьма неожиданную
информацию об особенностях мышления каждого ребёнка. В детали метода я не погружался, так как в
когнитивной технологии он играет лишь вспомогательную роль. Детальное же
изучение этого метода требует значительного времени, для этого предназначен
специальный курс, посвященный интеллект-картам, который читает моя супруга.
Пожалуй, ещё больший интерес (особенно у учителей математики и естественнонаучных дисциплин)
вызвали возможности, которые предоставляет метод карт понятий. Программа
CmapTools позволяет визуализировать процессы присвоения каждым школьником новой
информации. С её помощью можно организовать самостоятельную познавательную деятельность
как отдельных учащихся, так и их групп таким образом, что в результате
происходит формирование индивидуальных когнитивных схем, адекватных
объективным связям окружающего мира. Возможность
построения многослойных карт и присоединения любых мультимедийных объектов
позволяет организовать поисковую деятельность учащихся в Интернете, обеспечивая
более разностороннее, глубокое и точное описание объекта изучения,
систематическое повторение, систематизацию и обобщение информации. От
открывающихся перспектив у многих учителей загорелись глаза. Демонстрация
некоторых экспертных карт по биологии и физике сопровождалась бурной дискуссией,
в ходе которой учителя выдвинули несколько оригинальных идей о возможном
применении карт на различных этапах учебного процесса.
Необходимость применения групповых форм работы учащихся на всех этапах учебного процесса,
организуемой с помощью системы специальных дидактических средств, сконструированных на основе данных
когнитивного мониторинга, была воспринята с пониманием, но без особого
воодушевления. Результат вполне ожидаемый, так как подготовка к таким урокам
является весьма трудоёмким процессом.
В целом от курсов у меня остались достаточно позитивные впечатления. Примерно треть
слушателей были искренне заинтересованы услышанным и увиденным, поэтому я
надеюсь на то, что они будут пытаться использовать некоторые элементы
когнитивной технологии в своей работе, и моё сотрудничество с ними продолжится. Примерно половина учителей занималась
добросовестным аннотированием лекций, не проявляя видимого интереса к их
содержанию. Однако такое поведение свойственно и вдумчивым людям, которые не
спешат высказать своё мнение о каких-либо инновациях, предпочитая сначала
хорошенько обдумать услышанное и попробовать применить что-либо в собственной
практике. Разместившиеся на галёрке вели себя как обычно. Искренне надеюсь, что
они давно разрешили все проблемы интеллектуального развития школьников в
процессе обучения.
Выражаем искреннюю признательность ректору Института развития образования
"Смена" Кувшиновой Светлане Александровне и декану ИРО Трофимчук Галине Александровне за столь необходимую работу
по просвещению учителей и прекрасную организацию курсов.
Впечатления
Елены Александровны о её курсе по методу интеллект-карт размещу чуть позднее.
|