В начале ноября по приглашению института развития образования "Смена" провели
в Санкт-Петербурге два параллельных курса повышения квалификации для учителей
города. Елена Александровна провела несколько модифицированный курс по методу
интеллект-карт, существенно сократив теоретическую часть и расширив тренинг, в
ходе которого слушатели рисовали интеллект-карты и осваивали компьютерную
программу для их построения. Курсы прошли с большим успехом и вызвали живейший
интерес у слушателей.
Одно из наиболее полезных применений метода интеллект-карт
связано с формированием умений аннотировать письменные и устные тексты. Метод
интеллект-карт позволяет многократно ускорять этот процесс, одновременно осуществляя
логическую переработку и структурирование воспринимаемой информации. На тренингах
Елены Александровны слушатели в течение
короткого промежутка времени аннотируют в форме интеллект-карты почти
тридцатистраничный текст, посвящённый описанию жизни известного американского
психолога Эрика Эриксона и его эпигенетической теории личности. Первоначально
эта задача кажется почти невыполнимой, однако в ходе просмотрового чтения
текста, направляемого целью поиска ключевых идей текста и построения их
структуры, которая сразу же отображается на экране компьютера с помощью программы
ConceptDraw, слушатели
быстро убеждаются в том, что такой способ аннотирования позволяет быстро выявить
основные понятия и отношения между ними. Повторное чтение позволяет уточнить
структуру текста и быстро внести необходимые изменения, добавив или удалив
отдельные главные и вторичные ветви карты, изменив порядок их расположения и связи
между ними. В ходе третьего просмотра анализируются наиболее сложные фрагменты
текста, карта дополняется вторичными ассоциациями и рисунками, отображаются
дополнительные неявные связи между элементами карты. Ниже изображёна
интеллект-карта, построенная слушателями в процессе работы над текстом об Эриксоне.
Она достаточно полно отражает его содержание и
структуру. К сожалению, на карте не отображены ассоциации третьего порядка,
раскрывающие стадии психосоциального развития. Бедным является и набор
изобразительных средств. Однако для первого опыта построения интеллект-карты на
основе незнакомого программного обеспечения в условиях ограниченного времени
работы результат можно признать весьма достойным. Главное, что слушатели
убедились в эффективности аннотирования на основе метода интеллект-карт. На завершающем этапе курса слушатели разрабатывали интеллект-карты, представляющие предметную информацию. Ниже представлены несколько интеллект-карт, нарисованных в программе ConceptDraw учителями химии, русского и английского языков.
Я апробировал совершенно новый курс по технологиям
оценивания образовательных результатов учащихся, разработанный мной в начале
этого учебного года. Интерес к этой теме возник у меня в связи с началом
внедрения стандарта второго поколения, в котором оцениванию придаётся едва ли
не решающая роль в повышении качества образования. С этой оценкой роли
оценивания я полностью согласен, однако авторы нового стандарта, следуя лучшим
традициям российского реформаторства, забыли разработать технологию,
позволяющую учителям реализовывать новые формы оценивания и разрабатывать
диагностические задания. Курс получился большим, поэтому за три дня работы не
удалось рассмотреть все современные формы оценивания, однако основные элементы
технологии оценивания – от проектирования планируемых результатов обучения на
языке наблюдаемых действий учащихся до выработки критериев оценки – были
изучены достаточно подробно. Тренинг показал, что слушатели поняли и наиболее
сложные вопросы курса, связанные со статистическими методами обработки
результатов тестов, содержащих большое число вопросов, и построением на этой
основе десятибалльной шкалы отметок. Слушатели успешно справились со
статистической обработкой и шкалированием результатов уровневого многозадачного
теста. Ниже приведён скриншот окна программы Excel, с помощью которой
происходила обработка данных.
В целом
курс был воспринят слушателями с интересом. С полным содержанием курса по
технологиям оценивания можно познакомиться здесь.
|