Новый учебный год начался с очередной командировки в Железногорск. Я уже был два года назад в этом тихом, чистом, очень уютном городе, который встречает приезжающих в него красивым озером, на берегах которого раскинулся парк-лес.
Моя поездка состоялась по приглашению директора городского методического центра Т.Н. Берестовой, а моим постоянным спутником, обеспечивающим быстрое и безупречное решение всех организационных проблем, была Л.А. Ковырзина. Коллеги создали прекрасную деловую атмосферу для проведения курсов, за что я им очень благодарен. Тематика большинства курсов для работников школ сейчас достаточно традиционна - всех интересует введение ФГОС второго поколения в основной школе. Поэтому я прочитал курс "Технологический комплекс современной школы", который в последнее время пользуется большой популярностью.
Учителей собралось очень много - более 150 человек, поэтому пришлось работать в актовом зале известной в Красноярском крае школе космонавтики. К сожалению, при таком количестве слушателей о проведении тренингов не могло идти и речи, но мне показалось, что слушатели отнеслись к содержанию лекций с большим интересом.
Программу курса удалось выполнить практически полностью. Раздел 1. Проблемы современного образования. Особенности ФГОС второго поколения.
Тема 1. Основные тенденции в развитии современного общества. Революция в образовании и её причины. Ключевые особенности ФГОС второго поколения. Содержание основного образования и его основные цели. Тема 2. Технология постановки целей. Планирование результатов образования. Тема 3. Понятие образовательной технологии. Классификации образовательных технологий. Взаимосвязь образовательных технологий и целей образования. Раздел 2. Образовательные технологии личностного развития.
Тема 1. Кризис школьного образования в начале XX века. Метод проектов. Педагогические мастерские. Продуктивная школа. Тема 2. Психологические основания личностно центрированного обучения. Технология личностно центрированного обучения К. Роджерса. Образовательная технология «Школа-парк». Тема 3. Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС). Раздел 3. Образовательные технологии на основе алгоритмической парадигмы.
Тема 1. Психологические основания технологий алгоритмической парадигмы. Бихевиоризм. Теория поэтапного формирования умственных действий. Социально-когнитивное научение. Тема 2. Программированное обучение и его варианты. Технология модульного обучения. Тема 3. Технологии проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Система моделей и процедуры проблемно-ориентированного обучения. Раздел 4. Когнитивные образовательные технологии.
Тема 1. Психологические основания когнитивных образовательных технологий. Понятие когнитивной схемы. Теории фреймов и скриптов. Психологические причины учебных затруднений. Тема 2. Когнитивная технология обучения. Структура когнитивной технологии. Когнитивный мониторинг. Уроки изучения декларативной и процедурной информации. Инструменты управления познавательной деятельностью учащихся. Тема 3. Образовательная технология на основе визуализации ассоциативных связей. Психологические и педагогические основания технологии. Законы построения интеллект-карт. Основные направления применения интеллект-карт в учебном процессе. Моделирование индивидуальной и групповой деятельности при составлении интеллект-карт. Тема 4. Образовательная технология на основе визуализации семантических отношений. Психологические и педагогические основания технологии. Основные направления применения карт понятий в учебном процессе. Моделирование индивидуальной и групповой деятельности при составлении карт понятий.
Особый интерес у слушателей, впрочем, как и всегда, вызвали технология интеллект-карт и метод карт понятий.
|