В восьмом номере журнала "Народное образование" за 2009 год вышла моя статья по Когнитивной образовательной технологии. В первой части статьи кратко описано понятие когнитивных схем и проанализирована их роль в процессе обучения. Далее сформулированы два основных положения, на которых базируется Когнитивная технология. Первое из них постулирует необходимость установления соответствия между актуальным уровнем развития когнитивной сферы ребёнка и содержанием обучения, применяемыми учителем методами, формами, средствами и приёмами обучения. Из этого положения вытекает необходимость тщательного анализа актуального когнитивного развития, который осуществляется с помощью специально сконструированной системы когнитивного и метапредметного мониторинга. В статье описано содержание мониторинга и перечислены применяемые диагностические методики. Эта часть статьи завершается описанием трёхмерной модели СКУ (содержание, когнитивная готовность, учебная готовность), на основе которой осуществляется индивидуальная адаптация методов, форм и средств обучения.
Второе положение касается информационной структуры содержания обучения. В Когнитивной технологии используется принятое в инженерии знаний деление информации на декларативную и процедурную. На основе этого положения проектируется модульная структура Когнитивной технологии, состоящая из блоков входного мониторинга, уроков изучения декларативной и процедурной информации. Статья завершается изложением основ теории адаптивного контроля мышления, предложенной Дж. Андерсоном, с помощью которой проектируются уроки изучения процедурной информации.