В четвёртом номере журнала "Школьные технологии" вышла моя очередная статья, посвящённая изложению основных идей, на которых базируется когнитивная технология обучения. В статьи кратко описаны результаты некоторых исследований в области когнитивной психологии, связанные с когнитивными схемами как познавательными инструментами, с помощью которых осуществляется обмен информацией с окружающим миром. Однако при проектировании когнитивной технологии пришлось выйти за пределы когнитивной психологии и использовать подходы, развитые в исследованиях искусственного интеллекта и инженерии знаний. Изложены некоторые сведения из теории фреймов и инженерии знаний (создание экспертных систем). Эти теоретические основания определили структуру когнитивной технологии, описанную в конце статьи. Кроме моей собственной статьи были опубликованы ещё и работы учителей, работающих на экспериментальных площадках под моим руководством. В четвёртом номере журнала "Педагогические технологии" за 2010 год вышла статья учителя математики гимназии №32 г. Калининграда Ежелая Е.Г., в которой на основе анализа собственного опыта работы обоснована эффективность применения когнитивной технологии на уроках математики. А в первом номере этого же журнала за 2011 год появились сразу две статьи. Е.А. Кудравец, работающая в той же гимназии, поделилась результатами своего опыта применения когнитивной технологии на уроках химии. Уже третью статью за время работы экспериментальной площадки в московском центре образования №429 опубликовала учитель информатики Н.Д. Воронцова. В статье подробно описано проектирование урока процедурной информации по информатике в начальной школе. В журнале "Эксперимент и инновации в школе" вышла статья М.А. Жаркой, в которой описывается построение урока информатики в средней школе на основе когнитивной технологии обучения Я с удовольствием констатирую, что работа на экспериментальных площадках не только способствует повышению уровня профессионализма учителей, но и активизирует творческие процессы осмысления собственного опыта и вовлекает коллег в научную деятельность.
|