В пятом номере журнала "Школьные технологии" вышла моя новая и - как мне кажется - достаточно дискуссионная статья. В ней рассматриваются противоречия, связанные с применением личностно центрированного образования в условиях современного информационного общества. Личностно центрированное образование способно существенно улучшить психологичеcкий климат в школе и возродить интерес учащихся к процессу обучения. На основе анализа некоторых когнитивных концепций и теорий (социально-когнитивной теории А. Бандуры, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, концепции когнитивных схем, развитой в рамках когнитивной психологии) выдвинуто и обосновано предположение, что личностно центрированное образование не способно также обеспечить требуемый современным обществом уровень когнитивного развития учащихся. В обществе, основанном на знаниях, это может привести к катастрофическим последствиям. Если личностно центрированное образование хочет остаться одной из ведущих педагогических парадигм XXI века, оно нуждается в инструментах, способных если и не управлять формированием когнитивного мира ребёнка (это противоречит основным установкам этого вида образования), то хотя бы следить за этим процессом, оказывая ученику необходимую помощь. Одна из основных проблем состоит в том, что используемые для этого инструменты не должны разрушать самостоятельную познавательную деятельность ученика, мотивируемую собственными интересами школьника. Это означает, что инструменты слежения за когнитивным развитием должны одновременно быть и средствами для организации значимого обучения. Далее в статье кратко рассматриваются два новых метода представления информации и отображения индивидуальной системы знаний, которые, по-видимому, могут быть успешно использованы и для самостоятельного обучения, и для диагностики формирующейся при этом когнитивной картины мира - методы интеллект-карт и карт понятий.