"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.10.2017, 22:18

Главная » 2010 » Апрель » 30 » Урок по картам понятий
23:54
Урок по картам понятий
На экспериментальной площадке в образовательном центре "Соколиная гора" сегодня провёл урок в шестом классе по ознакомлению детей с методом карт понятий.  В качестве введения немного рассказал ученикам о значении умения работать с информацией в условиях информационного общества. Кстати, я очень удивился, что школьники даже не слышали этого термина. В педагогике все только и твердят о необходимости формировать информационную компетентность у учащихся, но похоже, что всё это остаётся пустыми разговорами.
Затем мы немного поиграли в ассоциации и построили комплекс ассоциаций со словом "яблоко". Игра прошла довольно живо, и дети убедились в том, что даже самые обычные вещи в сознании разных людей отражаются по-разному, хотя какие-то признаки являются общими (любопытно, но ни один признак яблока не повторился у всех детей без исключения). В очередной раз обнаружилось, что детям не приходят в голову родо-видовые связи, так как никто не написал слово "фрукт".
Затем я познакомил детей с опытами Лурии по обнаружению связей между понятиями и ввёл понятие семантической сети, состоящей из элементарных суждений, образованных двумя понятиями и связью между ними. Так как занятие я проводил на уроке биологии, то в качестве примеров задач на составление правильных суждений детям были даны суждения, описывающие свойства папоротников. Примеры заданий показаны на рисунке.


В последней части урока я познакомил детей с программой по составлению карт понятий и предложил домашнее задание на составление системы понятий, связанной с построением классификационной схемы деревьев.
Урок прошёл достаточно живо, дети активно работали. Многие из них произвели на меня очень хорошее впечатление.
Разумеется, работу по обучению методу карт понятий нужно продолжить. Сегодня состоялось только первое знакомство детей с этим методом.   
Просмотров: 1770 | Добавил: Mike | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 3
3  
This shows real expertise. Thanks for the awnser.

1  
"... я очень удивился, что школьники даже не слышали этого термина."
Наверное это не совсем так. Дети в этом центре и в пятом классе знают, что такое информация.
А систему понятий на любом уроке каждый педагог дает.

2  
Возможно, Вы не очень внимательно прочли текст. В нём говорится не о затруднениях в понимании детьми понятия "информация", а о том, что они не смогли определить современное общество как общество информационное. Не так просто обстоит дело и с понятием информации. Существует множество определений, и их количество со временем только увеличивается. Споры не прекращаются по сей день. Некоторые учёные считают, что данное понятие вообще является первичным, а потому говорить о его определении не имеет смысла. Рад, что пятиклассники уже решили эту проблему.
Не хочу подрывать веру учителя в то, что "а систему понятий на любом уроке каждый педагог дает". Только знания передать нельзя, так как они усваиваются и объединяются в систему только в ходе собственной познавательной деятельности. Вопрос состоит не в том, что передал учитель, а в том, что получили дети. Эти два информационных массива никогда не совпадают. Карты понятий нужны не для объяснения учителя, а для организации деятельности учащихся по присвоению и систематизации содержания обучения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
М.Е. Бершадский © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz